2 морфемы в слове морфемный разбор слова орфограммы

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу. При затруднении с разбором прибегают к словарям морфемных разборов, печатным или электронным. Наш сайт содержит словарь морфемных разборов, включающий популярные в школьной программе слова и сложные слова из обихода. На сайте также содержится справочная информация: даются определения частей слов, объясняются способы словообразования, приводятся примеры.

В настоящий момент словарь содержит 100 000 морфемных разборов слов в начальной форме. Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах. Надеемся, что сайт поможет вам в подготовке домашних заданий.

План разбора

План разбора слова по составу состоит в следующем:

  1. Определяем, к какой части речи относится анализируемое слово.
  2. Выделяем окончание и основу. Для определения окончания слово изменяют, например, по падежам. Изменяемая часть будет являться окончанием, остальная часть слова без окончания — основой. Следует помнить, что всё слово может являться основой и не иметь окончания, например наречие — неизменяемая часть речи.
  3. Определяем, входит ли в основу слова кроме корня также приставка и суффикс. Для этого слово сопоставляется с однокоренными словами.
  4. Убеждаемся, что выделенные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для проверки подбираются аналогичные слова и сравниваются с анализируемым.
  5. Обозначем части слова с помощью графических обозначений.

Примеры разборов

Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:

  • метро — неизменяемое существительное, нет окончания
  • лес — существительное с нулевым окончанием
  • при школь н ый — прилагательное со всеми основными морфемами: приставкой, корнем, суффиксом, окончанием
  • лед о кол — существительное с двумя корнями и соединительной гласной
  • по зв а л а — глагол с приставкой, окончанием, словооразующим суффиксом а и формобращующим суффиксом л , который не входит в основу
  • быстр о — наречие с суффиксом, не имеет окончания

Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

Особенности разборов

Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.

Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.

Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.

Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.

При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.

Морфемные словари

Среди печатных изданий словарей морфемных разборов, которые вы найдете в школьной библиотеке, можно выделить следующие:

  • Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка М.: Флинта: Наука, 2009. — 160 с.
  • Аванесов Р.И., Ожегов С.И. Морфемно-орфографический словарь Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.
  • Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка, 2002.
  • Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка Ок. 52000 слов. — М.: Рус. яз., 1986. — 1132 с.

В словарях морфемных разборов обычно деление на морфемы делается с помощью слешей: под/вод/н/ый, гор/а и т.д. В словаре Т.Ф. Ефремовой у группы слов с одинаковым корнем исходное слово записано полностью, а в образованных от него словах корневая морфема обозначается через знак V: лес, V-а, V-н-ой и т.д.

Работа № 2. Повторение изученного в 5 классе. Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов

1. Распределите слова на две группы: 1) с приставками, заканчивающимися на с; 2) с приставками, заканчивающимися на з.

Ра..цвести, ра..думать, ра..колоть, ра..спросить, ра..будить, ра..сердить, ра..бежаться, ра..жать.

На з: раздумать, разбудить, разбежаться, разжать

На с: расцвести, расколоть, расспросить, рассердить

2. Выпишите слова, состоящие из приставки, корня, суффикса, окончания. Морфемы обозначьте.

Вечный, раскраска, подписать, утренний, удивительный, насыпаю, богатство, подберёзовик.

Раскраска — -рас — приставка, -крас — корень , -к — суффикс, -а — окончание
Подберёзовик — -под — приставка, -берез — корень, -ов, -ик — суффиксы, нулевое окончание

Удивительный — -у — приставка, -див — корень, -и, -тельн — суффиксы, -ый — окончание

3. Распределите слова на две группы: 1) слова, в которых нет окончания; 2) слова с нулевым окончанием.

Стол, хорошо, певуче, дочь, степь, великолепно, ночь, стул, перелесок.

1) слова в которых нет окончания — хорошо, певуче, великолепно, перелесок.
2) слова с нулевым окончанием — стол, дочь, степь, ночь.

4. Вставьте пропущенные буквы, запишите там, где возможно, проверочные слова.

Казаться — кажется
Небоскреб — небоскребы
Поздний — поздно
Апельсин — словарное слово
Шепот — шептать
Крыжовник — словарное слово
Разложить — нельзя подобрать проверочное слово

5. Работа с текстом.

(1) На берегу стояла пре..рассветная тиш..на. (2) В бе..звёздном небе слышен был только свист бе..численных крыльев. (3) Ш..рохи трав совсем не были стр..шны. (4) О..дохнувшие за ночь путники были бодры и к..зались даже бе..заботными.

(По К. Г. Паустовскому)

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Озаглавьте текст.

3. Из предложений 1 — 2 выпишите слово, которое состоит из двух приставок, корня, суффикса и окончания.

4. Найдите в предложениях 1 — 2 слово, правописание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется буква с, если далее следует глухой согласный». Выпишите эти слова.

Предрассветная, тишина, беззвёздном, бесчисленных, шорохи, страшны, отдохнувшие, казались беззаботными.

Работа над ошибками

1. Распределите слова на две группы: 1) с приставками, заканчивающимися на с; 2) с приставками, заканчивающимся на з.

И..следовать, и..учить, и..чезнуть, и..бежать, и..лагать, и..печь, и..полнить, и..дать.

1) исследовать, испечь, исполнить
2) изучить, избежать, излагать, издать

2. Выпишите слова, состоящие из приставки, корня, суффикса, окончания. Морфемы обозначьте.

Разложить, заморский, нефтяник, тяжесть, безлюдный, звёздный, мальчонка.

Заморский — -за — приставка, -мор — корень, -ск — суффикс, -ий — окончание.

Безлюдный — без — приставка, люд — корень, н — суффикс, ый — окончание.

3. Распределите слова на две группы: 1) слова, в которых нет окончания; 2) слова с нулевым окончанием.

Надпись, плохо, тихо, быстро, сын, отдых, друг, далеко, близко.

1) тихо, быстро, далеко, близко;
2) сын, отдых, надпись, друг.

4. Вставьте пропущенные буквы, запишите там, где возможно, проверочные слова.

вагон — словарное слово

шорты — нет проверочного слова. Запомнить слово!

Запирать — нет проверочного слова

5. Работа с текстом.

(1) М..лодой месяц п..к..зался на ясном н..бе. (2) Он ст..ял выс..ко и оз..рял окрес..ности. (3) Бе..страшные путники двигались вп..рёд ост..рожно, но быстро. (4) Вскоре н..бо стало бе..звёз..ным и ..густились тяж..лые тучи.

(По К. Г. Паустовскому)

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Озаглавьте текст.

3. Из предложения 3 выпишите слово, которое состоит из приставки, корня, суффикса и окончания.

4. Найдите в предложениях 3 — 4 слово, правописание которого определяется правилом: «В приставках на -з / -с перед звонкими согласными пишется з».

Молодой, показался, небе, стоял высоко, озарял окрестности, бесстрашные, вперёд осторожно, небо, беззвёздным, сгустились тяжёлые.

Разбор по составу слова «орфограмма»

орфокорень
граммкорень
аокончание

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова обналичка (существительное):

Ассоциации к слову «орфограмма&raquo

Синонимы к слову «орфограмма&raquo

Предложения со словом «орфограмма&raquo

  • Глава 2. Способы, методы и приёмы изучения орфограмм. Всего их 12 и каждый уж точно найдёт интересный, лёгкий и индивидуальный подход.

Сочетаемость слова «орфограмма&raquo

Значение слова «орфограмма&raquo

Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии. (Википедия)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «орфограмма&raquo

Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии.

Предложения со словом «орфограмма&raquo

Глава 2. Способы, методы и приёмы изучения орфограмм. Всего их 12 и каждый уж точно найдёт интересный, лёгкий и индивидуальный подход.

Это звено обозначается как орфографическое и возникает, как правило, при усвоении орфограмм традиционного, в отдельных случаях морфологического, принципа написания и правил графики.

Для самостоятельной работы ученика издана вторая книга комплекта, где в тех же самых диктантах он должен выбирать из нескольких приведённых орфограмм правильный вариант написания.


источники:

http://grammarian.ru/teaching/6control/2.html

http://kartaslov.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%83/%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0