2 слово для морфемного и словообразовательного

2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2 ) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.

А) План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

Б) План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
  6. Указать способ образования слова.

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Образец морфемного и словообразовательного разбора

В уездном городе N было так много парикмахерских 2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители 2 города рождаются 2 лишь затем, чтобы побриться 2 , остричься, освежить 2 голову 2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном 2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей 2 . Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена 2 в секретаршу месткома 2 коммунальников, что это мешало 2 ей работать (Ильф и Петров).

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск —их (имя существительное).
2. Окончание – —их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск —ая, парикмахерск —ой.
3. Основа формы – парикмахер-ск- .
4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер □ , парикмахер -ш —а.
5. —ск— – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос- ск —ий, жен- ск —ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская.
2. Основа слова – парикмахерск- . Основа производная.
3–5. парикмахерск —ая (сущ.) ← парикмахерск —ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

1) Морфемный разбор:

1. жи-тел —и (имя существительное).
2. Окончание – —и. Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель □ , жител —я.
3. Основа формы – жи-тел- .
4. Корень —жи-. Однокоренные слова: жи —ть, жи -л —ой.
5. —тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а- тель □ , вод-и- тель □ .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – житель.
2. Основа слова – жи-тель . Основа производная.
3–4. жи- тель □ → жи —ть.
5. -тель – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

1) Морфемный разбор:

1. рожд-а —ют-ся (глагол).
2. Окончание – —ют. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а -ет- ся , рожд-а -ем- ся .
3. Основа формы – рожд-а-…-ся .
4. Корень – рожд-. Однокоренные слова: рожд -а -ть, рожд-ённ -ый.
5. —а— – суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис- а -ть, реш- а -ть.
ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть- ся , куп-а -ть- ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – рождаться.
2. Основа слова – рожд-а-…-ся . Основа производная.
3–4. рожда —ть— ся ← рожда —ть.
5. — ся – словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.

1) Морфемный разбор:

1. по-бри —ть— ся (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – —ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: по-бре -ет- ся , по-бре -ем- ся .
3. Основа формы – по-бри-…-ся .
4. Корень – бри-. Однокоренные слова: бри -тв -а, вы- бри -ть.
5. по— – приставка, ср.: по -сл-а —ть, по -сад-и —ть.
ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть- ся , куп-а -ть- ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – побриться.
2. Основа слова – по-бри-…-ся . Основа производная.
3–6. а) по-бри -ть- ся ← по -бри -ть; -ся – словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
б) по-бри -ть- ся ← бри -ть- ся ; по— – словообразовательная приставка; префиксальный способ.

1) Морфемный разбор:

1. о-свеж-и —ть (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – —ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж -ит, о-свеж -им.
3. Основа формы – о-свеж-и- .
4. Корень – свеж-. Однокоренные слова: свеж -ий, свеж -о.
5. о— – приставка, ср.: о -бел-и -ть, о -светл-и -ть.
и— – суффикс глагола, ср.: о-бел- и -ть, о-светл- и -ть.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – освежить.
2. Основа слова – о-свеж-и- . Основа производная.
3–4. о -свеж- и —ть ← свеж -ий.
5. о- – словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс.
6. Приставочно-суффиксальный способ.

1) Морфемный разбор:

1. голов —у (имя существительное).
2. Окончание – —у. Оно выражает значение ж.р., ед.ч., В.п., ср.: голов —а, голов —ой.
3. Основа формы – голов- .
4. Корень – голов-. Однокоренные слова: голов -н -ой, голов -аст -ый.
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – голова.
2. Основа слова – голов- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

1) Морфемный разбор:

1. уезд-н —ом (имя прилагательное).
2. Окончание – —ом. Оно выражает значения ед.ч., м.р., П.п. ср.: уезд-н -ый, уезд-н -ого.
3. Основа формы – уезд-н- .
4. Корень – уезд-. Однокоренные слова: уезд □ , по- уезд -н —ый.
5. —н— – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: волост- н —ой, подъ-езд- н —ый.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – уездный.
2. Основа слова – уезд-н- . Основа производная.
3–4. уезд-н —ый ← уезд □ .
5. -н- – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

(Жизнь)… (была) тишайшей

1) Морфемный разбор:

1. тиш-айш —ей (имя прилагательное).
2. Окончание – —ей. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.: тиш-айш —ая, тиш-айш —ую.
3. Основа формы – тиш-айш- .
4. Корень – тиш-. Однокоренные слова: тих —о, тиш -ин —а.
5. —айш— – суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср.: велик -ий – велич- айш -ый, свеж -ий – свеж- айш -ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) – тихий.
2. Основа слова – тих- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

1) Морфемный разбор:

1. в-любл-ен —а (краткая форма причастия).
2. Окончание – —а. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., ср.: в-любл-ён □ , в-любл-ен —ы.
3. Основа формы – в-любл-ён- .
4. Корень – любл-. Однокоренные слова: люб -и —ть (чередование б/бл), люб -овь □ .
5. в— – приставка, ср.: в -крапл-ённ —ый, в -плет-ённ —ый.
ен – суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср.: в-нес- ен —а, в-плет- ен —а.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма причастия – влюблённый.
2. Основа причастия – в-любл-ённ- . Основа производная.
3–4. в-любл-ённ —ый ← в-люб-и —ть.
5. -ённ – суффикс причастия.
6. Суффиксальный способ.

(В секретаршу) месткома

1) Морфемный разбор:

1. мест-ком —а (сложносокращенное слово, имя существительное).
2. Окончание – —а. Оно выражает значение м.р., ед.ч., Р.п., ср.: мест-ком □ , мест-ком —ом.
3. Основа формы – мест-ком- .
4. Корни слова: 1) мест-; 2) ком(итет)— – в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест -н —ый, мест —о; комитет □ , комитет -ск —ий.
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – местком.
2. Основа слова – мест-ком- . Основа производная.
3–4. мест-ком □ ← мест -(н) —ый ком (итет) .
5–6. Сложение сокращённых до слогов основ – аббревиация.

Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis — соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем. На уроке вы повторите основные сведения о морфемах и способах словообразования, полученные в 5-6 классах.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Морфемный и словообразовательный анализ слова

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Морфемный анализ слова.

2. Словообразовательный анализ слова.

Словообразование – 1) процесс образования новых слов в языке; 2) раздел науки о языке, в котором изучается, как и с помощью чего образуются новые слова.

Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово. При разборе слова по составу указываются все части, из которых оно состоит.

Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Словообразование раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, а также образование новых слов от однокоренных.

Словообразовательный разбор – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

Кроме словообразовательного разбора важно уметь осуществлять и морфемный разбор слова. Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово, то есть определение морфем. При разборе слова по морфемам указываются все части, из которых оно состоит.

Чем отличается словообразовательный разбор от морфемного?

Порядок морфемного разбора слова:

1. Выделить Окончание.

2. Определить Основу.

3. Выделить Суффикс (суффиксы).

4. Определить Приставку (приставки).

5. Выделить Корень.

Порядок словообразовательного разбора:

1. Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает что-нибудь).

2. Сравнить состав слова с ближайшим по смыслу однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которых оно образовано (-тель).

3. Определить, от чего образована основа (слуша— из слова слушать).

При письменном разборе показать словообразовательную связь этих слов.

Словообразовательный разбор отличается от морфемного тем, что при словообразовательном разборе нужно найти слово, от которого оно образовано, например: слово слушатель образовано от слова слушать,
а при морфемном разборе нужно найти морфемы, из которых состоит слово, например: слово слушатель состоит из корня -слуш-, суффиксов -а- и —тель и нулевого окончания.

Выполним морфемный и словообразовательный анализ слова жители.

Жи-тел-и (имя существительное).

1. Окончание -и. Оно выражает значения множественного числа, Именительного падежа. Сравним: житель, жител-я.

2. Основа формы жи-тел-.

4. Приставки нет.

1. Начальная форма – житель.

2. Основа слова – жи-тель.

5. -тель – словообразовательный суффикс.

6. Суффиксальный способ.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите правильный ответ.

Словообразование как раздел науки о языке изучает…

Б) образование новых слов от однокоренных;

В) словосочетания и предложения.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что изучает словообразование. Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, следовательно, подходит вариант Б.

Б) образование новых слов от однокоренных;

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите, чем отличается слово огурец от слов ребёнок, речка, горошек.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Разобрать слова огурец, ребёнок, речка и горошек по составу. В слове огурец – огурец корень и нулевое окончание, в слове ребёнок -реб- – корень, -ёнок – суффикс, нулевое окончание, в слове речка -реч- корень, к- суффикс, а- окончание, в слове горошек -горош- корень, -ек- суффикс, нулевое окончание. В слове огурец нет суффикса.


источники:

http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-56-klassahb/morfemika-slovoobrazovanie-morfemnyy-i-slovoobrazovatelnyy-razbor-slova

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6963/conspect/