5 класс русский морфемный разбор

Урок русского языка в 5 классе по теме «Морфемный разбор слова»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Морфемный разбор слова (5 класс)

— познакомить учащихся с порядком морфемного разбора слова;

— формировать практические знания по теме.

— развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы по теме;

— развивать логическое мышление, память и внимание.

— воспитывать ответственность, чувство товарищества и стремление к индивидуальной самореализации;

— воспитать любовь к русскому языку.

Метод: репродуктивный с элементами эвристического

— карточки с заданиями;

— учебник по русскому языку за 5 класс (под ред. Т.Ладыженской).

1. Повторение теоретических и практический сведений по разделу «Морфемика»;

2. Порядок действий при морфемном разборе.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Все встали ровно, успокоились, присаживайтесь. Итак, начнем урок!

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы его начнем с небольшой разминки.

-синтаксический разбор предложения

Зима укутала деревья в шубы, развесила на заборах снежные ковры.

— фонетический разбор слова зима.

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.

Новые понятия и способы действия

Еще раз посмотрите на слово ЗИМА. Давайте разберем это слово по составу, то есть выделим приставку, корень, суффикс, окончание, если таковые здесь есть.

Совершенно верно. Вот именно об этом мы и будем сегодня говорить.

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока.

Морфемный разбор слова )

И целью урока является: научиться правильно делать морфемный разбор слов.

Ребята, давайте подумаем: А какая наука изучает состав (строение) слова? ( Морфемика ).

А для того, чтобы вспомнить основные теоретические моменты данной темы, мы повторим основные понятия. Я буду называть вам лексическое значение, а вам нужно узнать морфему и дать ей определение.

Наименьшая значимая часть слова. (морфема)

Главная значимая часть слова. (корень)

Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. (приставка)

Слова, имеющие один корень, называются … (однокоренными или родственными)

Морфема, стоящая после корня и служащая для образования слов(суффикс)

Часть слова без окончания. (основа)

Давайте еще раз повторим. Без чего не может существовать слово? (без корня). Что мы еще выделяем при разборе слова по составу (приставку, суффикс, окончание, основу) .

Главное – запомните , что разбор слова по составу называется морфемным разбором.

Правильную последовательность морфемного разбора вы мне сами скажите, прочитав её в параграфе учебника. П.81 стр. 27. Давайте его прочитаем, выделим последовательность.

Запомните эту последовательность.

Формирование умений и навыков

А теперь закрепим нашу тему:

Морфемный разбор слов: беззаботный, подбежать, садик, игрушка

Задание на смекалку:

Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.

Составить слова по данным схемам:

Упражнение из учебника 432

Выполнить карточки по пройденной теме.

Укажи части слов.

Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали?

Что нужно определить в слове прежде, чем выделять морфемы?

Каков порядок выделения морфем?

Как выделить окончание?

Из каких морфем состоит основа?

Выполнить карточку по пройденной теме

Укажи части слов

Выполнить карточку по пройденной теме

Укажи части слов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 815 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 336 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов

  • Ярош Наталья АнатольевнаНаписать 19953 28.03.2016

Номер материала: ДВ-562195

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    28.03.2016 3301
    28.03.2016 1332
    28.03.2016 797
    28.03.2016 284
    28.03.2016 771
    28.03.2016 415
    28.03.2016 283

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам

Время чтения: 1 минута

Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

Время чтения: 4 минуты

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Варианты морфем. Морфемный анализ слова

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Варианты морфем как части слова с чередованием звуков.

2. Разбор слова по морфемам.

Варианты морфем – части слова с чередованием звуков.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – с.26-28; 176 с.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Об этом сегодня и пойдёт речь.

Определите, в какой строке записаны однокоренные слова с чередованием гласных в корне?

1) заберу – забирает

3) грабли – грабить

Пара слов «заберу – забирает» содержит чередование гласных е//и в корне.

В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?

1) влезет – лазить

2) друг – подружка

4) слон – прислониться

Пара слов «друг – подружка» содержит чередование согласных г//ж в корне.

Определите, какой вариант подходит для следующих пар слов.

В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:

1) изменение ударения

2) изменение значения

3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные

4) переход в другую часть речи

В этих парах слов есть беглые гласные.

Назовите все чередования в ряду слов орех – орешек – орешка. В этих данных словах происходит чередование х//ш в корне и ек//к в суффиксе.

Рассмотрите пары слов: упросить – упрашивать, оросить – орошение, поглотить – поглощение, муха – мушиный. Определите варианты чередований в корнях. В паре слов «упросить – упрашивать» чередование о//а и с//ш, в словах оросить – орошение чередование с//ш, в словах поглотить – поглощение чередование т//щ, в словах муха – мушиный чередование х//ш.

Рассмотрите пары слов: подлить – подозвать, разделить – растереть, земляк – землячка. Определите варианты чередований в приставках и суффиксах. В словах подлить – подозвать чередование в приставке о//нулевой звук, в словах разделить – растереть чередование з//с, в словах земляк – землячка чередование к//чк.

Порядок морфемного анализа:

  • Прочитать слово. Определить, изменяется оно или нет. Выделить окончание.
  • Выделить основу.
  • Выделить корень, подобрать однокоренные слова.
  • Выделить приставку,
  • Выделить суффикс.
  • Обозначить условно последовательность морфем в виде схемы (т. е. изобразить графически).

Рассмотрим примеры морфемного анализа слов.

В голубоватой – окончание -ой, основа – голубоват-. Окончание обозначает женский род, предложный падеж и единственное число. Корень голуб-, однокоренные слова – голубой, голубеть. Суффикс -оват-. Приставки нет.

Морфемный анализ слова перевозчик. Нулевое окончание. Основа перевозчик. Корень -воз-, однокоренные слова – возить, повозка. Суффикс -чик-, приставка пере-.

Разбор тренировочных заданий

Выберите из списка правильный ответ. В какой морфеме происходит чередование звуков в слове «травяной»?

Правильный ответ: суффикс

Распределите слова на 2 группы: с чередованием в суффиксе и с чередованием в приставке.

Подозвать, земляк, оловянный, остряк, разделить, травяной, подлить.

Конспект урока в 5 классе на тему: «Морфемный разбор слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Данный материал разработан как урок обобщения и систематизации изученного по теме «Морфемика» в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_5_klass_morfemnyy_razbor_slova.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК РУССКО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА»

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемный разбор слова», проверить усвоение понятий «однокоренные слова, форма слова, значимые части слова» (приставка, корень, суффикс, окончание);
  2. Проверить умения учащихся различать однокоренные слова и формы слова;
  3. Контролировать навык определения состава слова;
  1. Формирование навыков контроля и самоконтроля;
  2. Активизация познавательной деятельности;
  1. Развитие умения применять свои знания в нестандартных ситуациях;
  2. Развитие умения сравнивать, обобщать
  1. Систематичности и последовательности обучения.
  2. Доступности (опора на знания учащихся).
  3. Научности.

Оборудование : мультимедийная аппаратура, карточки личного учета; учебник русского языка. 5 класс/ Под ред. Ладыженской.

  1. Постановка цели урока и мотивация к учебной деятельности учащихся (орг. момент)
  2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме «Морфемика». Лингвистический диктант.
  3. Повторение и анализ морфем.
  4. Обобщение и систематизация морфемного разбора слова.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

II.Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме «Морфемика». Лингвистический диктант.

  1. Раздел лингвистики, изучающий состав (строение) слова (морфемика)
  2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных лов (корень)
  3. Часть слова, которая служит для образования формы слова (окончание)
  4. Часть изменяемого слова без окончания (основа)
  5. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (приставка)
  6. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов (суффикс)

III. Повторение и анализ морфем.

А теперь интересная справка: в турецком языке слова очень длинные. Турок берет совсем короткое слово – корень – и надстраивает его. Бывает так, что слова растут и становятся длиннее, чем в таком сравнительно простом примере:

Сэвмемек – не любить

Сэвдермек – заставлять любить

Сэвдермемек – не заставлять любить

В турецком языке новые «кусочки» привлекаются друг к дружке только в конце слова, так что у него вырастает длинный «хвост». Конечно, некоторые русские слова в начале или в конце надставлены. Например, метилпропенилендигидрокинаннаменилакрилическая кислота.

Задания (по вариантам на карточках):

  1. найдите окончания в словах. Докажите:

1в.: территория, путешествие, читал

2в.: препятствие, артиллерия, горел

1в.: шкаф, стена, окно, пашня, кисти

2в.: краска, деревья, стул, красивый, погода

  1. найти «третье лишнее»: пот, потолок , потливый; море, морщины , морской; боль, больница, большой; водить, вода, подводник.

Руки сжали у груди,

А теперь их отведи,

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя!

IV. Обобщение и систематизация морфемного разбора слова. В каком порядке проводится морфемный разбор слова?

Задание 1 : сделайте морфемный анализ слов: БЕЗВОДНЫЙ, ПРОВОДНИК

Задание 2 : из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:

Над прудом поземка вьется,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

Игра «Составь слово»

— Какие слова называются однокоренными?

— Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

Задание 3 : найдите однокоренные слова: рыбный, рыба, порыбачить, рыбак, рыбные, о рыбе, рыболовная

V Подведение итогов урока.

Ответим на вопрос «Какова схема морфемного разбора?»

VI. Домашнее задание : подготовиться к словарному диктанту по упражнению 417.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Морфемный и словообразовательный разбор слов»

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Морфемный и словообразовательный разбор слов».

Технологическая карта урока русского языка по теме «Морфемный разбор слова» в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии с ФГОС.

Урок в 5 классе по теме «Морфемный разбор слова»

Технологическая карта урока.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Морфемный разбор слова»

На уроке ученики знакомятся с порядком морфемного разбора слова, повторяют определение морфемы, частей слова. Ученики выполняют различные задания на закрепление: разбор слов, задание на внимательность.

презентация и конспект урока 5 класс. » Прямое и переносное значение слов»

Данный конспект представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Дается презентация, в которой используется суперфизминутка.

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Морфемный и словообразовательный разбор»

Конспект урока посвящен теме «Морфемный и словообразоватлеьный разбор». Тема изучается в рамках повторения материала за 6 класс. Цели урока: повторить, что такое морфемы, какие морфемы сущес.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме» Морфемный разбор слова»

Знакомство с порядком устного и письменного разбора; формирование навыков выделения значимых частей слова.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7681/conspect/

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/20/konspekt-uroka-v-5-klasse-na-temu-morfemnyy-razbor-slova