5 класс варианты морфем морфемный разбор слова

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Варианты морфем. Морфемный анализ слова

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Варианты морфем как части слова с чередованием звуков.

2. Разбор слова по морфемам.

Варианты морфем – части слова с чередованием звуков.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – с.26-28; 176 с.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Об этом сегодня и пойдёт речь.

Определите, в какой строке записаны однокоренные слова с чередованием гласных в корне?

1) заберу – забирает

3) грабли – грабить

Пара слов «заберу – забирает» содержит чередование гласных е//и в корне.

В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?

1) влезет – лазить

2) друг – подружка

4) слон – прислониться

Пара слов «друг – подружка» содержит чередование согласных г//ж в корне.

Определите, какой вариант подходит для следующих пар слов.

В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:

1) изменение ударения

2) изменение значения

3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные

4) переход в другую часть речи

В этих парах слов есть беглые гласные.

Назовите все чередования в ряду слов орех – орешек – орешка. В этих данных словах происходит чередование х//ш в корне и ек//к в суффиксе.

Рассмотрите пары слов: упросить – упрашивать, оросить – орошение, поглотить – поглощение, муха – мушиный. Определите варианты чередований в корнях. В паре слов «упросить – упрашивать» чередование о//а и с//ш, в словах оросить – орошение чередование с//ш, в словах поглотить – поглощение чередование т//щ, в словах муха – мушиный чередование х//ш.

Рассмотрите пары слов: подлить – подозвать, разделить – растереть, земляк – землячка. Определите варианты чередований в приставках и суффиксах. В словах подлить – подозвать чередование в приставке о//нулевой звук, в словах разделить – растереть чередование з//с, в словах земляк – землячка чередование к//чк.

Порядок морфемного анализа:

  • Прочитать слово. Определить, изменяется оно или нет. Выделить окончание.
  • Выделить основу.
  • Выделить корень, подобрать однокоренные слова.
  • Выделить приставку,
  • Выделить суффикс.
  • Обозначить условно последовательность морфем в виде схемы (т. е. изобразить графически).

Рассмотрим примеры морфемного анализа слов.

В голубоватой – окончание -ой, основа – голубоват-. Окончание обозначает женский род, предложный падеж и единственное число. Корень голуб-, однокоренные слова – голубой, голубеть. Суффикс -оват-. Приставки нет.

Морфемный анализ слова перевозчик. Нулевое окончание. Основа перевозчик. Корень -воз-, однокоренные слова – возить, повозка. Суффикс -чик-, приставка пере-.

Разбор тренировочных заданий

Выберите из списка правильный ответ. В какой морфеме происходит чередование звуков в слове «травяной»?

Правильный ответ: суффикс

Распределите слова на 2 группы: с чередованием в суффиксе и с чередованием в приставке.

Подозвать, земляк, оловянный, остряк, разделить, травяной, подлить.

Презентация по русскому языку на тему «Варианты морфем. Морфемный разбор слова» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Варианты морфем – это одна и та же морфема, но имеющая разный буквенный и звуковой состав: весной – весною.

Спасибо за внимание .

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 803 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов

  • Фисенко Елена ИвановнаНаписать 5391 24.12.2018

Номер материала: ДБ-325074

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.12.2018 124
    24.12.2018 151
    24.12.2018 169
    24.12.2018 106
    24.12.2018 461
    23.12.2018 70
    23.12.2018 3513
    23.12.2018 770

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

В Ульяновской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока «Варианты морфем. Морфемный разбор слова» (5 класс)

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Варианты морфем. Морфемный разбор слова» (5 класс)»

Класс Урок № Дата

Тема: Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

Учебные : обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме « Варианты морфем. Морфемный разбор слов» ( основные понятия морфемики: морфема, варианты морфем, корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, чередование, однокоренные слова);

развивающие: развивать интерес к предмету, развивать навыки морфемного разбора слов, развивать речь, учить анализировать речь одноклассников, понимать свои ошибки;

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости выполнять морфемный разбор слов.

Тип урока: комбинированный урок

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Этап 1. Организация урока – 2 мин.

Способность формулирования цели и задач урока. Умение организовать свою деятельность.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на урок.

— Добрый день, дорогие ребята!

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам, и тогда

Будем грамотны всегда.

— Мы рады, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Приветствуют учителя, товарищей по парте, настраиваются на урок. Создание атмосферы сотрудничества

Личностные: формирование внутренней позиции школьника

Этап 2. Актуализация знаний – 13 мин.

Способность участвовать в общении, правильно излагать свои мысли в устной форме, владеть приёмами анализа и систематизации материала.

Всё на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев, дома – из кирпичиков или бревен, предложения – из слов. А слова в свою очередь тоже состоят из своего «строительного материала» — «кирпичиков» — морфем.

И наша цель на уроке – подробно исследовать те самые «кирпичики», из которых построено слово.

Для того чтобы начать работу, мы должны повторить то, что уже знаем. Вспомним то, что прошли на прошлом уроке.

Что такое морфема?

Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова?

Для чего служат приставки и суффиксы?

Какую морфемы ещё не назвали?

Для чего служит окончание?

Чем отличается форма одного и того же слова от однокоренных слов?

А что же такое варианты морфем?

Задание по вариантам:

— Приставка неизвестна, но зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них приставки.

— Какой вывод мы можем сделать?

Игра «Составь слово»

-А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча. Кто первый запишет слово, поднимает руку и дает готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

От глагола понёс взять приставку

от глагола дарить – корень.

От существительного кружок – суффикс

Какое слово получилось?

От глагола побелел взять корень.

От прилагательного маленький – суффикс.

От прилагательного синий – окончание.

. Какое слово получилось?

От глагола пришёл взять приставку.

От глагола улетел – корень.

От глагола бежит – окончание.

Какое слово получилось?

— Какой вывод мы можем сделать?

— Давайте это докажем на практике.

«Кто быстрее «соберёт» из морфем слова» (за 2 минуты).

Морфемы записаны на доске:

С, за, вы, пере, рас, пре, раз, бег (беж), крас, лет, сказ, ств, н, ние, а, о, ыва, ва, ть, чик, ый.

Каждый ученик подсчитывает количество составленных слов и сообщает учителю.

— Значимая часть слова.

— Приставка, корень, суффикс

— Для образования новых слов

— Для образования форм слова

У однокоренных слов меняется лексическое значение, а у форм слова меняется только грамматическое значение. Форма слова — это изменение одного и того же слова (дом — дому, домом, дома). Однокоренные слова — это слова, разные по своему лексическому значению, с одним корнем (дом — домовой, домовитый).

— Части слов, в которых имеются чередования звуков

1 Вариант: принести, унести, занести, вынести, отнести, перенести, поднести и др.

2 Вариант: прилететь, улететь, залететь, вылететь, отлететь, перелететь, подлететь и др.

— Меняется приставка, меняется и значение всего слова)

— Морфемы – являются значимыми частями слова, с их помощью создаются новые слова

Пример: разбег, слет, слетать, летчик, перелет, вылет, вылетать, рассказчик, рассказывать, забег, красный, забежать, перебежать и др.

Уметь слушать собеседника, правильно излагать свои мысли в устной форме
Познавательные:

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.

Этап 3. Объяснение нового материала – 5 мин.

Усвоение знаний о морфемном разборе слова;

Достаточный объем словарного запаса;

Свободное выражение мысли в ситуациях речевого общения.

— Обратимся к теме сегодняшнего урока. Выполняя морфемный разбор слова мы должны следовать алгоритму. В РЯ существует определенный порядок морфемного разбора слова. Давайте откроем учебник на странице 27 и прочитаем порядок. (Устный разбор на примере слова «Перевозчик»)

Читаем самостоятельно план разбора с пояснениями и примерами, используя приём «Пометки на полях», который нам помогал читать связные тексты учебника.

(«Пометки на полях» – один из приемов технологии развития критического мышления:учащиеся читают план разбора самостоятельно, используя маркировку: + — «знал раньше», ! — «новое для меня», ? — «не понятно»)

По окончании чтения в беседе выясняем, что знали раньше по этой теме, что было новым и что осталось непонятым.

Перевозчик – перевозчика. В слове нулевое окончание. Основа – перевозчик – указывает, что имя существительное стоит в И.п. ед. ч.

Суффикс –чик-, он обозначает лиц по роду занятий. В слове есть приставка пере-. Она имеет значение передвижения с одного места на другое.

Возить – вожу, возил, повозка. Корень –воз-.

— А теперь обратите внимание на доску: прочитайте небольшое стихотворение.

На доске – эпиграф:

Помни при разборе слова:

Окончание и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

Этап 4. Закрепление – 20 мин.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.

— Давайте потренируемся в морфемном разборе. Выполняем на доске и в тетрадях:

ТРАКТОРИСТЫ, ПРИВОЗИМ, ПАРАШЮТИСТКА, СИНЕВАТАЯ (даль), / (В) САРАФАНЧИКЕ, БЕЗЛУННАЯ (ночь), ТИХАЯ, СВАРЩИК.

Мы предпол..гали выехать до ра..вета, но выехали поз..но. Со..нце поднималось всё выше. В степи стояла тиш.. . Р..стительность встр..чалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. Т..желое путешествие подошло к к..нцу.

Разберите по составу слова: (до) рассвета, повозку, выехали, тяжелое.

— Давайте покажем, что мы настоящие знатоки русского языка. Выполним задание высокого уровня. Разберите по составу очень большое и сложное слово. Оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.

— С какой морфемы начнем?

ТРАКТОР-ИСТ-Ы, ПРИ-ВОЗ-ИМ, ПАРАШЮТ-ИСТ-К-А, СИН-ЕВАТ-АЯ (даль), / (В)САРАФАН-ЧИК-Е, БЕЗ-ЛУН-НАЯ (ночь), ТИХ-АЯ, С-ВАР-ЩИК

Мы предполагали выехать до рассвета, но выехали поздно. Солнце поднималось всё выше. В степи стояла тишь. Растительность встречалась редко. Лошади с трудом тащили повозку. Тяжелое путешествие подошло к концу.

— С окончания, основы

Этап 5. Итоги. Рефлексия – 5 мин.

Умение структуировать знание

Что же мы успели повторить на сегодняшнем уроке?

Что нового узнали на уроке? Каков же порядок выделения морфем?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, урок не понравился – карточку с грустным лицом.

Домашнее задание: Параграф 81, упр. 416


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-varianti-morfem-morfemniy-razbor-slova-klass-3470284.html

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-varianty-morfem-morfemnyi-razbor-sl.html