6 класс повторение морфемный

Урок русского языка в 6 классе «Повторение изученного по теме «Морфемика и словообразование»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема : Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок с использованием активных форм работ.

Цели : формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.

Необходимо: обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;

обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость; выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.

3.Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

«Не можешь оторвать глаз от лесенки

слов, на которой покоится жизнь с ее

прошлым, с ее нынешним пульсом,

со взглядом в завтра…»

Организационный момент. Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Сегодня на уроке я желаю всем успехов!

Формулирование темы и целей урока

— Мы с вами изучили большой раздел русского языка.

— Давайте вспомним, как этот раздел называется. Словообразование и морфемика.

— На прошлом уроке мы закончили изучать этот раздел. Значит, чем мы сегодня будем заниматься? Повторять изученное по теме «Морфемика и словообразование.

— Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

— Подумайте и сформулируйте цели урока.

Обобщить и углубить полученные знания по теме «Морфемика и словообразование». Повторить орфограммы, связанные с этим разделом.

Работа с эпиграфом. Слайд 3

Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.

Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?

4. Слово учителя.

Словообразование – один из важнейших разделов русского языка и один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

— Ребята, а что же такое морфема? Это значимые части слова.

— Какие морфемы вы знаете?

— Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете морфемы, проведем теоретический диктант. Я читаю определение морфем, а вам нужно записать только их название.

1. Изменяемая часть слова. окончание

2. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. суффикс

3. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. корень

4. Часть слова без окончания. основа

5. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. приставка

Молодцы. С теоретическим заданием вы справились. Посмотрим, как вы справитесь с практическим заданием.

Перед вами на партах лежат карточки — приложение № 1, ответьте на вопросы в карточках.

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________

Какое окончание в слове “увлекательный”?

Какой корень в слове “прыгнешь”?

Какое окончание в слове “уснул”?

Какой суффикс в слове “глотка”?

Какой корень в слове “выбрать”?

Какой (ие) суффиксы в слове «замечталась» ?

Какой корень в слове “учитель”?

— Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.

(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3-4, больше – 2).

– А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ли ваши оценки. (Учитель читает правильные ответы).

– Поднимите руку, кто написал на 5, 4, 3

— Сложные были задания? Нет.

— Напомните еще раз для чего служат такие морфемы, как суффикс и приставка? Для образования новых слов.

6. Способы образования слов.

Морфемы повторили, теперь давайте вспомним все изученные способы образования слов.

— Какие вы знаете способы образования слов? Приведите примеры.

4. сложение (основ или целых слов)

5. сложение сокращенных основ

6. переход одной части речи в другую

— Молодцы, теорию повторили. Приступаем к практике. Сейчас вам предстоит выполнить задание на слайде.

Вы должны сделать словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются.

Задание . Определите, как образованы следующие слова.

— Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово.

Проверка. Ученики читают вопросы и ответы .

Оцените свою работу. Поднимите руки, кто получил 5, 4, 3.

Молодцы! И с этим заданием вы справились хорошо. Что ж посмотрим, что будет дальше.

2) Следующее задание мы выполним у доски. К доске идут 3 человека. Вам необходимо выполнить морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: раскрасавец, доледниковый, паровоз.

Остальные работают в тетрадях по вариантам.

— Чем отличается морфемный и словообразовательный разбор слов?

7. Словообразование и орфография.

Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.

— Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?

— Когда пишется корень -кос-, -кас-?

— Когда пишется корень -гар-, -гор-?

— Когда пишется корень –зар-, -зор-?

Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.

— С теорией мы справились, приступаем к практике.

Задание : Я диктую предложения. Вам необходимо выписать только слова с чередующимися гласными в корне, графически обозначить орфограммы.

1. В ночном небе бл..стят далекие, недостижимые звезды.

2. Остров Мадагаскар распол..жен в Индийском океане..

3. В окошке соседнего дома заг..релся свет.

4. Мама приучает детей по утрам заст..лать кровать.

5. Детей из школы заб..рает бабушка.

6. В нашем городе очень много отр..слей промышленности..

7.Начинают просыпаться птицы, оз..ренные лучами разг..рающегося солнца.

— Проверяем по цепочке, выставляем оценки.

— Нужно ли при выполнении этого задания уметь определять морфемы? Почему?

В целях повторения запишем 1 предложение и выполним его синтаксический разбор. К доске пойдет… (если будет время)

— Являются ли однокоренными словами слова гореть и нагорный? А косить и коснуться? Почему? Какой раздел нам в этом поможет? Лексика.

2) Гласные в приставках пре- и при-.

— Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.

— Итак, с теорией справились, приступаем к практике. Перед вами карточки с заданием.

Задание : заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

— Проверка с объяснением.

— Молодцы! Все ли орфограммы, изученные в этом разделе, мы с вами сегодня повторили? Нет

— Что не повторили еще? Правописание Ы- И после приставок

3) Буквенный диктант

1)Предыстория, 2)сверхизысканный, 3) розыгрыш, 4)предыдущий, 5) обыскать, 6) межиздательский, 7) предыюльский.

Проверка. Один человек у доски.

4) Как образуются сложные слова? Когда пишется соединительная О , Е в сложных словах?

Игра «Угадай словечко». По лексическому значению узнать слово, записать, объяснить условие выбора О — Е.

Специалист по разведению садов. садовод

Локомотив с паровым двигателем. паровоз

Канал для выхода дыма из трубы. дымоход

Лес, поваленный бурей. Бурелом

Отрасль сельского хозяйства, специализирующаяся на производстве мяса птицы и яиц. Птицефабрика

Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

— основные способы словообразования.

— морфемный и словообразовательный разбор.

— орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).

— Какой можно сделать вывод? Что такое словообразование? Нужно ли нам знать способы образования слов? Для чего?

Вывод : Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

— Оценки за урок сегодня получают… и объясняю.

Домашнее задание: повторить материал (если это необходимо), выполнить упражнение 238.

Приложение 1. «Запиши правильный ответ»

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________

Какое окончание в слове “увлекательный”?

Какой корень в слове “прыгнешь”?

Какое окончание в слове “уснул”?

Какой суффикс в слове “глотка”?

Какой корень в слове “выбрать”?

Какой (ие) суффиксы в слове «замечталась» ?

Какой корень в слове “учитель”?

Приложение 1. «Запиши правильный ответ»

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________

Какое окончание в слове “увлекательный”?

Какой корень в слове “прыгнешь”?

Какое окончание в слове “уснул”?

Какой суффикс в слове “глотка”?

Какой корень в слове “выбрать”?

Какой (ие) суффиксы в слове «замечталась» ?

Какой корень в слове “учитель”?

Приложение 1. «Запиши правильный ответ»

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________

Какое окончание в слове “увлекательный”?

Какой корень в слове “прыгнешь”?

Какое окончание в слове “уснул”?

Какой суффикс в слове “глотка”?

Какой корень в слове “выбрать”?

Какой (ие) суффиксы в слове «замечталась» ?

Какой корень в слове “учитель”?

Приложение 2. Задание : заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Приложение 2. Задание : заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

17. Анализ результативности урока.

Во время образовательного процесса на каждом его этапе использовались разные виды деятельности: рассказ учителя, с целью актуализации темы, фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Вышеназванному способствовали выбранные с учётом возрастных особенностей оптимальные средства инструментальной поддержки учебного процесса: раздаточные материалы, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Занятие отличало формирование ключевых компетенций в области изучения русского языка, что способствовало и развитию личностных качеств: коммуникативности, самостоятельности, взаимо и самооценке.

Так, анализ выполненных заданий дифференцированных карточек показал, что изученная тема было усвоено большей частью класса:7 пятерок, 16 четверок, 3 тройки. Основная часть ошибок была связана с ошибочным нахождением существительных общего рода (учащиеся перепутали их с разносклоняемыми существительными). Анализ домашних работ показал, что выбор был сделан в пользу задания, связанного с группировкой орфограммам.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации, презентации-тренажера, интерактивной доски с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

Содержание урока вполне соответствует теме, цели и задачам урока. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.

Была применена здоровьесберегающая технология на этапе проведения физкультминутки, данный вид работы также позволил проверить, насколько хорошо дети усвоили изученные орфограммы.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку, в ходе которого традиционно для моих уроков дается домашнее задание.

2. Устный опрос с использованием презентации — тренажера (повторение теоретического материала)

3. Актуализация изученного материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся посредством разнообразных заданий, в том числе работа на интерактивной доске.

5. Подведение итогов урока .

6. Оценки учащимся будут выставлены после проверки индивидуальных карточек и творческого задания (индивидуально)

Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха.

Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

Задачи урока реализовывались:

1. образовательные — в работе по конструированию словосочетаний и предложений с несклоняемыми существительными , составлению предложений для определения синтаксической роли существительного;

2. развивающие — через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;

3. воспитательные — уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание ответов учеников, работу в парах.

Таким образом, считаю, что запланированные результаты были достигнуты, тема раскрыта.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Повторение знаний о морфемах.

2. Повторение орфограмм в приставках.

3. Повторение морфемного и орфографического анализ слов.

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Окончание – значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 16 – 19; 191 с.
        1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 20 – 25; 159 с.
        2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с. 222 – 229; 285 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитаем предложение: Голосистый скворушка запел на ветке клёна. Оно рассказывает о событии, которое произошло со скворушкой. В этом предложении выражена законченная мысль. Следовательно, предложение – самостоятельная смысловая единица. Но не наименьшая, так как предложение состоит из слов.

В предложении про скворушку шесть слов. У каждого слова своё лексическое значение. Например, скворушка – ласковое обращение к скворцу, «перелётной певчей птице отряда воробьиных, с коротким хвостом и довольно большими крыльями»; запел – «начал петь»; клён – «лиственное дерево с широкими резными листьями». Слово – значимая единица, но не самая маленькая.

Вспомним, что наименьшая значимая часть слова – это морфема. Скворушка: Сквор- – —ушк- – —а. Суффикс -ушк- имеет уменьшительно-ласкательное значение. Его можно встретить в словах: соловушка, головушка, зимушка и других. По части -ушк- понятно, что слово будет звучать ласково.

Голосистый – означает «обладающий сильным, звучным голосом. На это значение указывает суффикс -ист-. В других словах тоже бывает такая морфема: скалистый берег (то есть со скалами), морщинистое лицо (то есть с морщинами). Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Запел. Перед корнем морфема за-. В данном слове приставка за- имеет значение «начало действия». Можно подобрать другие слова с такой же приставкой: заблестел, заговорил, затанцевал. Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Запел на ветке. В слове (на) ветке – окончание -е. по этому окончанию можно определить, что это слово первого склонения, женского рода, употреблено в предложном падеже. Окончания – значимые части слова, служат для образования формы слова. С помощью окончания мы связываем слова в предложении.

Итак, морфемы – наименьшие значимые части слов, поэтому выделять их нужно осознанно.

Выполним морфемный разбор слова полянка из предложения: «Дети играли на солнечной полянке».

Определяем часть речи: (на) полянке, (что?) полянка – имя существительное.

Основа слова (часть слова без окончания): полянк-.

Объясняем значение слова, подбирая однокоренные слова: полянка – это небольшая поляна (поляна – лужайка среди леса). Корень —полян-.

Обратите внимание: в слове полянка нельзя выделить корень —пол— (как в слове поле), так как у слова поле другие лексические значения:

  1. безлесная равнина, пространство;
  2. обрабатываемая под посев земля, участок земли.

Таким образом, в слове (на) полянке: корень —полян-; суффикс —к-; окончание —е; основа слова – полянк-.

Вы знаете, что орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами. Есть орфограммы – буквы (правописание гласных и согласных букв в различных частях слова, употребление твёрдого и мягкого знака и др.), есть орфограммы – дефисы (из-за, из-под, пол-яблока и др.), пробелы (в лесу, от него).

Орфограммы в приставках можно разделить на три группы: традиционное написание приставок, приставки, оканчивающиеся на з-, с-; приставки, которые зависят от значения слова (например, пре-, при-). Каждая группа имеет свои особенности.

В приставках, оканчивающихся на з-, с- перед звонкими согласными пишется буква з, перед глухими – с.

Разбить – приставка раз-, так как стоит перед буквой б, обозначающей звонкий согласный. Исчезать – приставка ис-, так как находится перед буквой п, обозначающей глухой согласный.

Обратите внимание, что приставка с- неизменяемая: сделать, сгиб, сдать. Буква з пишется в корнях слов: здесь, здравствуйте, здоровье, здание, зги (не видно ни зги, то есть совсем ничего).

Приставки пре- и при- зависят от значения. Приставка при- имеет значение приближения (приплыть); близости к чему-либо (приморский), присоединение (привинтить), неполнота действия (приоткрыть).

Приставка пре- пишется, если близка по значению к слову очень или приставке пере-: прехитрый (очень хитрый); прервать (перервать).

Приставки и суффиксы – морфемы, благодаря которым образуются однокоренные слова с различным лексическим значением, например:

отойти (приставка ото в этом слове означает «удалиться»: отойти от машины) и зайти (приставка за— в значении «попутное действие»: зайти за ключами).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Зачеркните слова, в которых согласная буква не соответствует звуку.

Отдать, подпись, отпустить, внести, втолкнуть, надрезать, сгубить, подрос.

Разбор задания: вспомним, что перед глухим согласным происходит оглушение, а перед звонким согласным – озвончение. О[д]дать (озвончение: [д] – звонкий), по[т]пись (оглушение: [п] – глухой), о[т]пустить, [в]нести, [ф]толкнуть (оглушение: [т] – глухой) , [над]резать, [з]губить (озвончение: [г] – звонкий), [под]рос.

Ответ: отдать, подпись, отпустить, внести, втолкнуть, надрезать, сгубить, подрос.

  1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите из предложенного списка правильный морфемный разбор слова завезут:

Разбор задания: слово завезут – глагол;

окончание —ут; основа слова завез-;

Конспект урока на тему «Повторение морфемики и словообразования»
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
urok__russkogo__yazyka.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Бределева Елена Михайловна

Тема : Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок с использованием активных форм работ.

  1. Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.
  • обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;
  • обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;
  • выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.

  1. Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение правил, ответы на вопросы.

«Не можешь оторвать глаз от лесенки

слов, на которой покоится жизнь с ее

прошлым, с ее нынешним пульсом,

со взглядом в завтра…»

1. Организационный момент.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как мы умеем преодолевать трудности.

Начнем урок русского языка.

Мы с вами изучили большой раздел русского языка.

Давайте вспомним, как этот раздел называется.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Работа с эпиграфом.

— Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.

Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?

4. Слово учителя.

Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

— Ребята, а что же такое морфема?

Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

по горизонтали : 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

по вертикали : 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Молодцы, а сейчас мы проведём игру «Угадай словечко».

-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет).

( на планшете скрыто слово тигрята).

-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).

-Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).

— Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой (машина, улица, взяла, приняла).

— Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью (род, число, падеж, спряжение).

— Здесь вы видите другие окончания, каким частям речи они принадлежат? Подберите примеры ( -ешь,- ут,- ют, -ая, -ое, — читаешь, пишут, поют, светлая, большое, врач).

— Для чего нужно окончание? (для связи слов в предложении и словосочетании).

— А бывают ли части речи без окончаний? (наречие)

-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?

— Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).

-Какой вывод можно сделать. Что такое корень? (корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает).

— Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

— А что обычно находится после корня? (суффикс)

Для чего он служит? (для образования новых слов)

-Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит?

— ят — обозначает детёнышей животных, птиц.

Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята, воробьята)

— Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу)

-Что такое основа? (всё слово, кроме окончания)

-А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной)

-А какой же морфемы нет в слове? (приставки)

Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)

А сейчас ответьте на опросы в карточках.

(Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”).

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________

Какое окончание в слове “договорилась”?

Какой корень в слове “досрочный”?

Какое окончание в слове “видел”?

С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?

Какой корень в слове “маленький”?

Слово белизна образовано _______________ способом

Каким способом образовано слово “героизм”?

— Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.

(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).

– А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ли ваши оценки. (Учитель читает правильные ответы).

– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.

Игра «Составь слово».

— А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

— Какое слово получилось? (подарок)

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание. (беленький)

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание. (прилетит)

6. Способы образования слов.

А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов.

— Какие вы знаете способы образования слов?

1) 1. приставочный

4. сложение (основ или целых слов)

5. сложение сокращенных основ

6. переход одной части речи в другую

Задание . Определите, как образованы следующие слова.

Вы должны сделать по группам словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Задание выполняется микрогруппой (каждая парта – отдельная группа). Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку.

— Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово.

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег ← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба > переход

Съел мороженое > в другие части речи.

Подведение итогов словообразовательного разбора.

2) Морфемный и словообразовательный разбор.

7. Словообразование и орфография.

Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.

1) Корни с чередованием гласной .

— Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?

— Когда пишется корень -кос-, -кас-?

— Когда пишется корень -гар-, -гор-?

Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.

Задание : Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).

1. Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

2. Он знал эту отр…сль производства.

3. Ночь уже л…жилась на горы.

4. Все двери зап…рались на замок.

5. Река протекала в густых зар…слях.

6. Заг…рались и бл…стали стекла, озаренные пожаром.

— Синтаксический разбор 1-го предложения.

2) Гласные в приставках пре- и при-.

— Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.

Задание : заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6927/conspect/

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/11/04/konspekt-uroka-na-temu-povtorenie-morfemiki-i