6 класс русский язык словообразование морфемный разбор

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Морфемный и словообразовательный анализ слова

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Морфемный анализ слова.

2. Словообразовательный анализ слова.

Словообразование – 1) процесс образования новых слов в языке; 2) раздел науки о языке, в котором изучается, как и с помощью чего образуются новые слова.

Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово. При разборе слова по составу указываются все части, из которых оно состоит.

Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Словообразование раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, а также образование новых слов от однокоренных.

Словообразовательный разбор – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

Кроме словообразовательного разбора важно уметь осуществлять и морфемный разбор слова. Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово, то есть определение морфем. При разборе слова по морфемам указываются все части, из которых оно состоит.

Чем отличается словообразовательный разбор от морфемного?

Порядок морфемного разбора слова:

1. Выделить Окончание.

2. Определить Основу.

3. Выделить Суффикс (суффиксы).

4. Определить Приставку (приставки).

5. Выделить Корень.

Порядок словообразовательного разбора:

1. Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает что-нибудь).

2. Сравнить состав слова с ближайшим по смыслу однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которых оно образовано (-тель).

3. Определить, от чего образована основа (слуша— из слова слушать).

При письменном разборе показать словообразовательную связь этих слов.

Словообразовательный разбор отличается от морфемного тем, что при словообразовательном разборе нужно найти слово, от которого оно образовано, например: слово слушатель образовано от слова слушать,
а при морфемном разборе нужно найти морфемы, из которых состоит слово, например: слово слушатель состоит из корня -слуш-, суффиксов -а- и —тель и нулевого окончания.

Выполним морфемный и словообразовательный анализ слова жители.

Жи-тел-и (имя существительное).

1. Окончание -и. Оно выражает значения множественного числа, Именительного падежа. Сравним: житель, жител-я.

2. Основа формы жи-тел-.

4. Приставки нет.

1. Начальная форма – житель.

2. Основа слова – жи-тель.

5. -тель – словообразовательный суффикс.

6. Суффиксальный способ.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите правильный ответ.

Словообразование как раздел науки о языке изучает…

Б) образование новых слов от однокоренных;

В) словосочетания и предложения.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что изучает словообразование. Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, следовательно, подходит вариант Б.

Б) образование новых слов от однокоренных;

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите, чем отличается слово огурец от слов ребёнок, речка, горошек.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Разобрать слова огурец, ребёнок, речка и горошек по составу. В слове огурец – огурец корень и нулевое окончание, в слове ребёнок -реб- – корень, -ёнок – суффикс, нулевое окончание, в слове речка -реч- корень, к- суффикс, а- окончание, в слове горошек -горош- корень, -ек- суффикс, нулевое окончание. В слове огурец нет суффикса.

Конспект урока по русскому языку на тему «Морфемный и словообразовательный разбор слова» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Предмет __русский язык__ класс ___6_____

ТЕМА: Морфемный и словообразовательный разбор слова .

Обучающая: повторить порядок морфемного и словообразовательного разбора слов;

Развивающая: развивать логическое мышление шестиклассников;

Воспитывающая: воспитывать культуру письма.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности

Форма организации урока: общеклассная, индивидуальная

Дидактическое обеспечение урока учебник для 6 класса З.К.Сабитовой, В.К.Павленко

ХОД УРОКА

Беседа по вопросам повторения

Какой раздел науки о языке изучает способы образования слов? (Словообразование)

— Какими способами в РЯ образуются слова? (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение)

— Расскажите про способ сложения. (сложение слов: плащ-палатка; сложение основ: ледокол; сложение начальной части слова с целым словом: спортплощадка)

— Правописание соединительных гласных в сложных словах (после твердых согласных пишется соединительная гласная о, после мягких – е.)

Как образуются сложносокращенные слова? (путем сложения частей основ: комбат или начальных букв: СНГ – Содружество Независимых Государств, или начальных звуков: ТЮЗ – Театр юного зрителя)

3. Формирование новых понятий и способов действия:

Работа с учебником

Чтение порядка словообразовательного разбора

Разбор слова по составу — это выделение частей, из которых состоит слово, например: . При разборе слова по составу указываются все части, из которых оно состоит.

Словообразовательный разбор слова — это выяснение того, как образовано данное слово, т. е. от чего и с помощью чего. Например: .

При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слова по составу?

Порядок разбора слова по составу: 1. Окончание.2. Основа. 3. Корень. 4. Суффикс (суффиксы). 5. Приставка (приставки).

Порядок словообразовательного разбора 1. Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель — это тот, кто слушает что-нибудь).2. Сравнить состав данного слова с однокоренным (слушатель — слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которых оно образовано (-тель). 3. Определить производящую основу (слуша- из слова слушать). При письменном разборе показать словообразовательную связь этих слов: .

4. Применение. Формирование умений и навыков.

Определение способов образования сложных слов.

Задания по карточкам

Сделайте морфемный и словообразовательный разбор

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – житель .
2. Основа слова – жи-тель . Основа производная.
3–4. жи- тель □ → жить .
5. -тель – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – рождаться .
2. Основа слова – рожд-а-…-ся . Основа производная.
3–4. рождатьсярождать .
5. — ся – словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – освежить .
2. Основа слова – о-свеж-и- . Основа производная.
3–4. о -свеж- ить ← свеж -ий .
5. о- – словообразовательная приставка; – словообразовательный суффикс.
6. Приставочно-суффиксальный способ.

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма причастия – влюблённый .
2. Основа причастия – в-любл-ённ- . Основа производная.
3–4. в-любл-ённыйв-люб-ить .
5. -ённ – суффикс причастия.
6. Суффиксальный способ.

5. Этап информации о домашнем задании.

Записать по одному слову для всех способов образования.

Сделать морфемный и словообразовательный разборы.(4 слова)

6. Подведение итогов урока.

— Какая разница между словообразовательным и морфемным разбором?

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Морфемный и словообразовательный разбор слов»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Морфемный и словообразовательный разбор слов»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_v_6_klasse.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:

«Морфемный и словообразовательный разбор слов»

Учитель русского языка и литературы

Киршина Нина Арсентьевна

ГБОУ СКШИ VII вида № 49

Морфемный и словообразовательный разбор.

— совершенствовать навык морфемного и словообразовательного разбора слов; дифференцировать эти виды разбора слов; развивать орфографическую зоркость учащихся;

— расширять кругозор учащихся и прививать интерес к природе;

— развивать внимание учащихся, способствовать укреплению здоровья.

Цель: мотивация учащихся на совместную деятельность; сообщение темы урока.

(Учащиеся объясняют выбор и значение приставок пре- и при- , выделяют .орфограммы).

Презабавный случай, прифронтовая полоса, престарелый житель, пришить пуговицу, привокзальная площадь, презирать труса, преградить дорогу, приобрести дом, прилежный ученик, удивительное приключение.

— Назовите слова, в которых приставка теперь стала частью корня.

III. Слово учителя.

Ребята, несмотря на то, что, на дворе осень, но неожиданно для

всех выпал первый снег. Не зря в народе говорят: «Ноябрь не зима,

а предзимье: зима с осенью борется». Поэтому ноябрь называют полузимником. По словам В.Бианки, ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, декабрю родной брат. Скоро зима вступит в свои права.

(Предложения записаны на доске. Вызванный ученик вставляет пропущенные буквы, объясняет орфограммы, затем проводит синтаксический разбор 1-го предложения. Затем другой ученик проводит работу над 2- предложением, которое записывается остальными уч-ся в тетрадях).

Задание: выделить грамматическую основу, указать, чем выражены главные члены предложения, составить схему, дать характеристику

В зимн…м тумане раскинули свои голые ветки д…ревья, и ле…кий сн…жок пр…крыл землю.

Скоро п…кинут р…дные кр…я перелетные птицы, и тогда на землю ляжет наст…ящий зимн…й снег.

— А сейчас мы прочитаем текст, из которого узнаем, откуда берется снег.

(Учитель раздает всем уч-ся карточки с текстом и читает его вслух).

Где рождается снег?

(По М. Гумилевской)

Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок: они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие.

Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками льда. Но они никогда не превращаются в снежинки.

Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки- кристаллики. Кристаллик все время растет и становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно опускаются, собираются хлопьями и падают на землю.

— Из чего рождается снег?

— А что рождается из капелек воды?

— Как автор описывает снежинки?

— Объясните значение словосочетания «хрупкие снежинки».

  1. Списать последнее предложение, произвести синтаксический разбор.
  2. Выписать из текста однокоренные слова и разобрать по составу.

Снег, снежинки; вода, водяные; лед, льдинки.

— А какие еще однокоренные слова можно подобрать к этим словам?

— Как называются части слова?

— Какой мы произвели разбор?

3. Произвести словообразовательный разбор этих же слов.

— Каким способом образованы слова?

VI . Выбрать правильный словообразовательный разбор (устно)

а) доледниковый – ледниковый

б) доледниковый — ледник

в) доледниковый — лед

А теперь составьте словообразовательную цепочку из этих слов:

Лед ледник ледниковый доледниковый

— Каким способом образованы эти слова?

VII . Гимнастика для глаз.

VIII. Работа по учебнику.

Чтение материала 35, с.74.

— Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?

1Х. Коллективная работа, упр. 178:

(в левый столбик выписать слова с суффиксами, а в правый – без суффиксов; определить вид разбора слов)

Доблесть, свежесть, вестник, лесник, плотник, истина,картофелина,

Х. Самостоятельная работа, упр. 179

(составить словообразовательные цепочки)

Прапрадедушка, раскрасавец, сверхготовность, бесчеловечный,

Х1. Домашнее задание с.76, упр. 182.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 — 5 раз.

  1. Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4 – 5 раз.
  2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
  3. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6.Повторить4 – 5 раз.
  4. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей.

Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании

Конспект урока русского языка в 9 классе.

Конспект урока Русский язык 5 класс «Морфемный разбор слова»

Конспект урока Русский язык 5 класс «Морфемный разбор слова» по ФГОС.

Конспект урока русского языка Кунусовой Людмилы Валитовны по теме «Однозначные и многозначные слова»

Урок по ФГОС в 5 классе.Базовый учебник:А.Д Шмелев Русский язык.5 класс», Москва, Вентана-Граф, 2013. Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, толковый слов.

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:» Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово»

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова.

Конспект урока русского языка 8 класс » Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание»

Конспект урока » Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание».Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-morfemniy-i-slovoobrazovatelniy-razbor-slova-klass-2434255.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/12/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme6-morfemn-0