Словари
БАНДУРА Альберт — БАНДУ́РА (Bandura) Альберт (р. 1925, Мюндар, Канада), канадский и американский психолог.
Получил образование в канадском Университете Британской Колумбии (бакалавр, 1949) и Айовском университете (магистр, 1951); доктор философии. Профессор Стэнфордского университета (см. СТЭНФОРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (с 1953). Член редколлегии ряда психологических журналов.
Исследовал детерминанты и механизмы обучения через наблюдение и абстрактное (см. АБСТРАКЦИЯ) моделирование поведения, уделяя особое внимание символическому моделированию. Занимался проблемами самоконтроля мотивации и поведения, считал эффективность самоконтроля важнейшим механизмом личностного действия. Изучал причины агрессивности в семье. Развивал «социально-когнитивную теорию», согласно которой человек понимается как активно действующая личность, одновременно адаптирующаяся к окружающим условиям и преобразующая их в соответствии со своими потребностями (см. ПОТРЕБНОСТИ) . При этом личность рассматривается не как фиксированная структура, но как самосовершенствующаяся в присущих ей процессах познания.
Психолог Альберт Бандура: биография, книги, творчество и отзывы
А. Бандура – это один из знаменитых психологов современности, которого в течение всей его научной деятельности интересовали вопросы, связанные с поведением. В те времена, когда его карьера еще не достигла своего расцвета, он не побоялся вступить в противостояние со сторонниками господствующей тогда теории мотивации поведения. В противовес бихевиоризму, ученый сумел создать собственную теорию.
Биография
Альберт Бандура родился в Канаде в 1925 году. Он был сыном фермера польского происхождения. В детстве Бандура посещал небольшую школу, где было всего лишь 20 учеников. Впоследствии ученый вспоминал, что практически все его одноклассники сумели построить хорошую карьеру, поскольку всегда были вынуждены заниматься самообразованием.
В 1949 году Бандура получил степень бакалавра в области гуманитарных наук в университете города Ванкувера. В 1951 году получил степень магистра, а в 1952-м – доктора философских наук. Главная сфера исследований, которой на протяжении всей своей профессиональной деятельности занимался Альберт Бандура, – теория социального научения. Ученый смог опубликовать большое число книг и статей. Ранние работы Бандуры были написаны в соавторстве с еще одним выдающимся психологом – Ричардом Уолтерсом, который был первым студентом Бандуры после получения философской степени.
Научная деятельность
Заслуги ученого были достаточно высоко оценены в психологии. В 1973 году он получил должность президента Американской ассоциации психологов. Специально для него в Стэндфордском университете была создана должность, которую Бандура занимал в течение 40 лет. У ученого есть супруга Вирджиния, которая, как и сам он, любит симфоническую музыку.
Идеи социального научения Альберта Бандуры лучше начать с изучения разнообразных теорий, по-своему объясняющих поведение человека. Так студент сможет сравнить его точку зрения с концепциями других авторов. Например, Фрейд считал, что человеческое поведение обусловлено влиянием инстинктов и влечений, действующих на подсознательном уровне. Теория оперантного научения Скиннера постулирует зависимость поведения от внешних социальных стимулов. На фоне всех этих концепций социально когнитивная теория Альберта Бандуры выглядела достаточно необычно. Однако ученый любил говорить, что такие идеи «выплескивают ребенка вместе с водой». Психолог подчеркивал: человек не является ни механическим передатчиком, ни автономной системой, не поддающейся управлению. Такие теории давали неполное описание психических особенностей, причин поведения.
Альберт Бандура считает, что причины человеческого поведения не заложены в подсознании. Также поведение не является реакцией на социальное окружение. Причины лежат во взаимодействии трех элементов – личностных факторов, окружения и познавательной сферы человека.
Эксперимент с куклой Бобо
Альбертом Бандурой был проведен знаменитый «Эксперимент с Бобо». Смысл его заключался в том, что дети обоего пола в возрасте от 3 до 6 лет наблюдали со стороны за жестоким поведением взрослых, избивавших куклу Бобо. Во время эксперимента взрослые проявляли оба типа агрессии – физическую и вербальную. При этом большинство детей переняли агрессивную модель поведения взрослых. Они попросту вели себя точно так же. В ходе эксперимента был выявлен интересный факт: девочки были больше склонны к вербальному проявлению агрессии, а мальчики – к физическому.
Выводы, следующие из экспериментов
После проведения эксперимента Альберта Бандуры пришло время серьезно задуматься о той информации, которая каждый день транслируется по телевидению. В особенности о том, что именно смотрят дети. Психолог достаточно резко высказывался о сценах насилия в различных телепередачах, мультфильмах, кинолентах. Такую информацию он расценивал в качестве основной причины детской преступности. Агрессивные телепередачи взращивают агрессивных детей. Таковой была позиция ученого. Однако были и те, кто с ней не соглашались. По их мнению, просмотр боевиков необходим человеку для освобождения от накопленной агрессии. Фильмы позволяют прожить негативные эмоции не в реальной жизни, а сидя перед телевизором.
Как работает психика
Альберт Бандура предполагал, что лучше всего функционирование психики можно понять, рассматривая взаимодействие поведенческих, средовых и когнитивных факторов. Это означает буквально следующее: поведение личности, разнообразные аспекты психики индивида и социальные взаимодействия представляют собой взаимозависимые детерминанты. На поведение человека непосредственно влияет социум, но при этом и сами индивиды активно влияют на то, каким образом конструируется социальная среда.
Такая точка зрения коренным образом отличалась от общепринятой в те времена позиции бихевиоризма. Согласно данному направлению, поведение человека может быть объяснено только с применением классической двухфакторной модели «Стимул – реакция». Основатель бихевиоризма Б. Скиннер полагал, что только внешние события могут воздействовать на поведение человека. Бандура, наоборот, делал основной акцент на возможности усвоения социальных ролей через наблюдение. Главной отличительной характеристикой теории научения Альберта Бандуры было убеждение в том, что индивид формирует свое поведение через наблюдение за другими людьми.
Кроме того, ученый подчеркивает важность социального взаимодействия в формировании мотивации, эмоций, а также действий. Наиболее очевидны эти взгляды в его теории самоэффективности, согласно которой человек при желании может влиять на собственную жизнь.
Роль подкрепления в наблюдении
Ученый предполагал, что хотя положительное подкрепление и оказывает влияние на процессы научения, однако оно не является совершенно обязательным для его формирования. Есть большое количество факторов, отличных от него и оказывающих не менее значительное влияние на процесс наблюдения человека. К примеру, нам не требуется ждать позитивного подкрепления, чтобы заметить молнию, неприятный запах, пожар. Внимание к определенному виду деятельности также достигается через абсолютное влияние физических стимулов – для этого не нужна дополнительная мотивация. Этот факт ученый доказал при помощи эксперимента: дети, которые наблюдали по телевизору в затемненной комнате определенный тип поведения, в дальнейшем воспроизводили его без какого-либо подкрепления.
Причины поведения
Поэтому его теория социального научения, хотя и признает важность внешних стимулов и подкреплений, постулирует зависимость поведения от множества воздействий разного рода. Люди не только ведут себя в соответствии с приобретенным опытом. Они самостоятельно регулируют собственное поведение в соответствии с теми возможными последствиями, которые, как они предполагают, могут наступить вследствие реализации той или иной модели на практике.
Самоподкрепление
Ни одна из теорий, предшествующих концепции социального научения, не принимала в расчет возможность подкрепления человеком собственных действий. Однако с точки зрения Бандуры человек может контролировать свое поведение посредством подкрепления, налагаемого им самим.
Самоподкрепление происходит в случае, если человек устанавливает для себя планку достижений, а затем вознаграждает себя за достижение результата (или, наоборот, наказывает за его отсутствие). К примеру, в процессе научной работы ученому не требуется, чтобы кто-то стоял у него за плечом и поощрял за каждое правильно выведенное уравнение или гипотезу до тех пор, пока его теория не станет состоятельной. Ученый (как и писатель, художник или музыкант) знает заранее, какой должна быть его работа, чтобы считаться удовлетворительной. Он самостоятельно хвалит себя за хорошую работу или ругает за недостатки.
Отзывы о работах психолога
Во многом Бандуру считали революционером в сфере детской психологии именно благодаря проведению опытов по моделированию поведения. Однако специалисты утверждают, что наиболее эффективно данный эксперимент можно проводить с детьми в возрасте от 8 до 12 лет. Работы Бандуры рекомендуются тем специалистам, которые заняты в образовательной и воспитательной сферах, работе с агрессивными подростками, саморазвитием.
Книги Альберта Бандуры
В 1959 году ученый выпустил свою первую книгу под названием «Подростковая агрессия». В ней он полностью отверг идеи Скиннера о том, что поведение формируется при помощи наград или наказаний. Вместо того, чтобы применять данную концепцию в качестве основного метода работы с агрессивными подростками, ученый предлагает найти ее причины.
В 1973 году вышла его вторая книга – «Агрессия: анализ социального научения». Однако данная работа была только первой частью исследования данной проблемы. В 1977 году вышла еще одна книга Альберта Бандуры – «Теория социального научения». Она стала одним из самых популярных трудов психолога.
Его теория о самоэффективности помогла не только еще больше изучить феномен фобий, но и стала использоваться психологами, которые работают с пострадавшими в результате стихийных бедствий. Оправиться от травмы таким людям помогало ощущение контроля над собственной жизнью. В 1977 году вышла книга Альберта Бандуры «Самоэффективность».
Эту проблему ученый начал изучать еще начиная с 70-х годов. Его интересовало также то, каким образом сказывается эта вера на активности индивида. Самоэффективность Бандура называл основой любых перемен, которые могут происходить с человеком. Также это качество, по мнению ученого, является и основой всех страхов.
Альберт Бандура Биография и теория социального обучения
Альберт Бандура является канадским психологом, известным своей теорией когнитивного социального обучения и своей теорией личности. Он внес большой вклад в области образования и во многих дисциплинах психологии. Кроме того, он оказал большое влияние на переход от бихевиоризма к когнитивной психологии.
Теория социального когнитивного обучения пытается предсказать, как люди учатся, наблюдая за другими. В качестве примера можно привести, как ученики подражают учителям или как сын подражает своему отцу.
Опрос, проведенный в 2002 году, признал Бандуру четвертым наиболее цитируемым психологом в истории исследований после Б. Ф. Скиннера, Зигмунда Фрейда и Жана Пиаже. Это, несомненно, один из самых влиятельных психологов в истории.
Он родился в Мундаре, небольшом городке в северной части провинции Альберта, Канада, 4 декабря 1925 года. Он был младшим сыном и единственным мужчиной в семье. Образование в таком отдаленном городе, как Мундаре, было очень ограниченным, и это заставило Бандуру стать независимым и целеустремленным молодым человеком в плане обучения. Это условие, которое он должен был развить, было особенно полезно в его длинной карьере.
Родители Бандуры всегда поощряли его заниматься проектами за пределами маленькой деревни, где они жили. Поэтому летом, после окончания средней школы, молодой человек работал в Юконе, одной из территорий северной Канады, чтобы защитить дорогу от Аляски от затопления..
Именно с этим опытом Бандура оказалась в субкультуре, где царили алкоголь и азартные игры. Это помогло ему расширить кругозор и свои взгляды на жизнь..
Начало образования Бандуры
В Университете Британской Колумбии Бандура получил степень бакалавра психологии в 1949 году. Он продолжил обучение в Соединенных Штатах, в Университете Айовы, который в то время был эпицентром теоретической психологии. В 1951 году он получил степень магистра, а в 1952 году — докторскую степень. Именно в этом университете он встретил Вирджинию Варнс, с которой он женился и имел двух дочерей.
Во время учебы в Университете Айовы Бандура начал поддерживать психологический стиль, который пытался исследовать психологические явления с помощью экспериментальных и повторяющихся тестов. Его включение в психические явления, такие как воображение и представление, а также в концепцию взаимного детерминизма, которая постулировала взаимосвязь между агентом и окружающей средой, ознаменовало радикальное изменение в теории бихевиоризма, которая была доминирующей для в это время.
После окончания университета Бандура приняла кандидатуру для прохождения постдокторской стажировки в Wichita Guidance Center. В 1953 году он начал преподавать в Стэнфордском университете, где он остается до сегодняшнего дня..
В ранние годы в Стэнфордском университете он работал с одним из своих аспирантов, Ричардом Уолтерсом. Результатом этого сотрудничества стала книга Teen Агрессия, опубликовано в 1959 году и Социальное обучение и развитие личности, опубликовано в 1963 году. К сожалению, Уолтерс умер в результате аварии на мотоцикле, еще будучи молодым.
В 1973 году Бандура был назначен президентом Американской ассоциации психологов (APA), а в 1980 году он получил награду за выдающийся научный вклад. В том же году он был назначен президентом Западной психологической ассоциации.
Он также является доктором honoris causa во многих университетах. Среди них мы можем назвать те из Рима, Индианы, Лейдена, штата Пенсильвания, Берлина и испанцев из Хаум I из Кастельона и Саламанки. Кроме того, в 2008 году он был удостоен премии Гравемейера за вклад в психологию..
Согласно опросу, проведенному в 2002 году, Бандура является четвертым наиболее цитируемым психологом всех времен, которому предшествовали Б. Ф. Скиннер, Зигмунд Фрейд и Жан Пиаже. И это самый цитируемый из ныне живущих психологов. Кроме того, Бандура считается самым важным психологом сегодня.
Среди наиболее важных книг, изданных Бандурой на испанском и португальском языках: Модификация для сравнения через процедуры моделирования (1972), вышеупомянутый Социальное обучение и развитие личности (с Ричардом Уолтером) (1977) и Принципы модификации поведения (1983).
Теория социального обучения Бандуры
Альберт Бандура сосредоточил свои исследования на процессах обучения во взаимодействии между учеником и социальной средой.
По словам Бандуры, бихевиористы недооценивают социальное измерение человеческого поведения. Его схема приобретения знаний сводится к тому, что один человек влияет на другого, а во втором существуют механизмы ассоциации.
В этом процессе нет взаимодействия. Для Бандуры обучение в соответствии с бихевиоризмом это просто вопрос отправки пакетов информации от одного человека к другому.
Вот почему психолог включает социальное измерение в свою теорию обучения и называет теорию социального обучения (CAS). Это включает в себя поведенческий фактор и когнитивный фактор, два важных компонента для понимания социальных отношений.
В соответствии с теорией социального обучения, так называемые поведенческие модели обучения учатся двумя различными способами: из собственного опыта (или также называемого непосредственным обучением) и посредством наблюдения поведения у других людей (или также называемого альтернативным обучением)..
Теория Бандуры считает, что поведение других людей приобретает большое влияние не только в обучении, но и в формировании конструктов, а также в собственном поведении. Для психолога обучение под наблюдением является наиболее распространенным.
И, согласно Бандуре, поведение, которое имеет определенную сложность, может быть изучено только двумя способами: на примере или под влиянием поведенческих моделей. Исследователь отмечает, что обучение упрощается путем введения соответствующих и правильных моделей поведения. Таким образом, человек может подражать им или чувствовать себя им.
Теория социального обучения Бандуры также известна как обучение наблюдению или моделирование, так как это было ключевым аспектом его теории. В этом обучении человек может учиться, основываясь на наблюдении за тем, что делает другой человек..
Эта модель подчеркивает, что у человека как ученика непрерывного обучения психологические процессы являются частными. Тем не менее, они происходят, в частности, из социальной.
Самым известным исследованием, с помощью которого Бандура объяснила эту теорию, был эксперимент с куклой Бобо. Для этого исследования психолог использовал видео, записанное одним из его учеников..
В этом фильме вы можете увидеть девушку, которая бьет в надувную куклу в форме яйца, которая была нарисована как клоун. Девушка безжалостно избивала его молотками и садилась на него. Он также выкрикивал агрессивные фразы и неоднократно говорил «глупый».
Бандура показал видео группе детей из детского сада, которые он нашел очень смешными. Когда сессия с видео была закончена, детей забрали в игровую комнату, где их ждала новая кукла-бобо и несколько маленьких молотков. Немедленная реакция была имитацией. Дети начали бить куклу и кричать «глупо», как девушка в видео, которое они видели.
Хотя это детское поведение не удивит ни одного из родителей или учителей, выводы послужили подтверждением чего-то важного. Дети изменили свое поведение только в процессе наблюдения, без необходимости подкрепления, направленного на выполнение указанного поведения. Вот почему Бандура назвал это явление обучением наблюдением или моделированием, обычно известным как теория социального обучения..
На протяжении всей своей карьеры Бандура практиковал различные виды терапии, связанные с теорией личности. Одним из них была терапия самоуправления, но наиболее популярной была модельная терапия..
Это состояло в том, чтобы собрать двух человек с похожими патологиями. В процессе один из предметов был посвящен наблюдению за вторым, пока он выполнял действие, которое привело его к преодолению проблемы. Цель состоит в том, чтобы первый учился у второго путем имитации.
Шаги процесса моделирования
1- Внимание
Чтобы чему-то научиться, нужно обратить внимание. Поэтому, если в процессе обучения есть элементы, которые мешают уделить максимально возможное внимание, результатом будет плохое обучение.
Например, если ваше психическое состояние не самое подходящее, потому что вы сонливы, голодны или плохо себя чувствуете, это повлияет на вашу способность приобретать знания. То же самое происходит, если есть отвлекающие элементы.
2- удержание
Чтобы учиться, нужно уметь сохранять (запоминать или запоминать) то, на что мы обратили внимание. Именно в этом процессе воображение и язык вступают в игру. Мы сохраняем увиденное в форме мысленных образов или словесных описаний. Мы должны быть в состоянии использовать их, чтобы воспроизводить их в нашем поведении.
3- Репродукция
На этом этапе человек должен иметь возможность декодировать архивированные изображения или описания, чтобы они могли изменить свое поведение в настоящем. Чтобы научиться делать что-то, вам нужна мобилизация поведения, то есть человек должен уметь воспроизводить это поведение..
Но для успешного воспроизведения вам необходимы предварительные знания. Например, если вы не знаете, как кататься на коньках, просмотр видео по катанию на коньках не заставит вас учиться. Но если вы уже знаете, как это сделать, эта визуализация сделает ваши навыки лучше. Важно помнить, что способность имитировать поведение постепенно улучшается с практикой.
4- Мотивация
Чтобы учиться, у рассматриваемого человека должны быть причины хотеть сделать это. Это будет зависеть от их способности концентрировать внимание, сохранять и воспроизводить поведение. Конечно, причины могут быть положительными, которые побуждают нас подражать поведению, и отрицательными, которые побуждают нас не подражать определенному поведению..
5- Саморегулирование
Речь идет о способности, которую мы должны контролировать, регулировать и моделировать наше собственное поведение. Бандура предполагает, что есть три шага. Первое — это самонаблюдение, которое заключается в том, чтобы наблюдать за нашим поведением и подсказывать ему. Второе — это суждение, которое должно сравнить нас с желаемым стандартом. И самореакция, которая должна наказать или вознаградить нас за полученное суждение.
Теория личности Бандуры
В течение своей карьеры Бандура сосредоточился на изучении теории личности, подходящей с поведенческой точки зрения. Бихевиоризм — это школа психологии, основанная на важности экспериментальных методов. Основное внимание уделяется анализу наблюдаемых, измеримых и управляемых переменных. Поэтому отвергает все субъективное, внутреннее и феноменологическое..
При экспериментальном методе бихевиоризма стандартной процедурой является манипулирование переменной, а затем оценка ее влияния на другую. На основании этого создается теория личности, которая указывает на то, что среда, в которой развивается человек, является причиной его поведения..
Бандура говорит, что поведение человека на самом деле вызвано окружающей средой. Но он думал, что эта идея была упрощенной для изучаемого им явления, которое было подростковой агрессией. Вот почему он расширил спектр и добавил еще один компонент. Он повторил, что среда вызывает поведение, но отметил, что было и другое действие.
По словам Бандуры, поведение также вызывает окружающую среду. И к этому он назвал «взаимный детерминизм», что означает, что поведение людей и окружающей среды (социальной, культурной, личной) взаимно обусловлены.
Вскоре после этого Бандура вышел за пределы своего постулата и начал рассматривать личность как взаимодействие между тремя переменными. Это было уже не просто окружение и поведение, но был добавлен еще один элемент: психологические процессы человека.
Эти процессы связаны со способностью индивидуума сохранять образы в уме и с аспектами, связанными с языком. И именно тогда, с введением воображения в изучение личности, Бандура отложил строгий бихевиоризм, чтобы начать приближаться к когнитивистам. Настолько, что его обычно считают отцом когнитивного движения.
Прибавляя воображение и язык к изучению личности, Бандура начинает с гораздо более полных элементов, чем те, которые были разработаны такими бихевиористами, как Б.Ф. Скиннер. Таким образом, психолог был введен в анализ важнейших аспектов человеческой психики, таких как обучение, в частности обучение наблюдению, также известное как моделирование.
http://www.syl.ru/article/339450/psiholog-albert-bandura-biografiya-knigi-tvorchestvo-i-otzyivyi
http://ru.thpanorama.com/articles/curiosidades/albert-bandura-biografa-y-teora-del-aprendizaje-social.html