Алгоритм морфемного разбора 6 класс

Конспект урока 6 класс. Морфемный разбор слова. Примеры

Определение и общие правила морфемного разбора

Начинать его нужно с определения части речи, к которой относится разбираемое слово. Это нужно для того, чтобы узнать, изменяется оно или нет, если изменяется – выделяем основу и окончание, если нет, то оно целиком входит в основу, а окончание отсутствует (нулевое).

Если у нас глагол, прилагательное, существительное и т. д., то есть изменяемые слова, то тогда подбором однокоренных слов, сопоставлением разных его форм мы обозначаем вначале окончание и основу, затем вычленяем все значимые и соединительные морфемы, которые имеются. Иначе, у нас неизменяемое слово (деепричастие, наречие, служебная часть речи и т. д.), тогда мы обозначаем его как основу и опять же подбором однокоренных находим, из каких морфем оно состоит.

гонщик – существительное, изменяемое (гонщика, гонщику), следовательно, имеет нулевое окончание и основу гонщик. Оно образовано от слова гонять при помощи суффикса –щик, обозначающего человека по роду его деятельности (ср. барабанщик, сварщик и т. д.).

метро является неизменяемым, следовательно, у него нулевое окончание, всё слово является основой и корнем.

Знание части речи разбираемого слова может помочь нам выделить суффиксы различных форм: быстр- ее – суффикс сравнительной степени, чита- ть – суффикс инфинитива, уеха- вш -ий – суффикс действительного причастия прошедшего времени и т. д.

План разбора слова по составу

Полный морфемный разбор слова выполняется по плану:

  • определяем часть речи, выделяем окончание (если есть) и основу;
  • выделяем формообразующие суффиксы (если есть);
  • определяем, как образовано, то есть выявляем «обратную» словообразовательную цепочку, чтобы дойти до корня;
  • обозначаем морфемы (приставки, суффиксы, соединительные гласные, если они есть, и в последнюю очередь обозначаем корень).

Примеры морфемного разбора слов

Наполнивший

Наполнивший – действительное причастие, особая форма глагола наполнить; изменяется (наполнившая, наполнившие); окончание -ий, основа причастия наполнивш-.

Наполнивший – действительное причастие прошедшего времени глагола наполнить, образованное от основы наполни— при помощи формообразующего суффикса –вш-: наполни-вш-ий.

Наполнить (сделать полным) образовано от полный с помощью приставки на- и суффикса – и -; полный является непроизводным. В слове наполнивший можно выделить приставку на- и суффикс –и-: на-полн-и-вш-ий.

Корень слова – -полн-: на-полн-и-вш-ий.

Разбор слов по составу

В школьном обучении широко распространён графический морфемный разбор, который представляет собой выделение всех входящих в морфемный состав слова частей при помощи специальных символов.

Рассмотрим ещё два примера морфемного разбора, чтобы проиллюстрировать важность определения части речи в самом начале разбора.

Просто

Оно может быть кратким прилагательным, а может быть наречием. Поэтому морфемное деление будет различным.

В предложении Это умозаключение (каково?) просто для восприятия слово просто является кратким прилагательным, следовательно, имеет окончание -О (прост-а, прост-ы) и основу прост-, которая является нечленимой, это корень слова.

В предложении Говорил он (как?) очень просто мы видим уже наречие. Так как наречие является неизменяемой частью речи, то у него не может быть окончания, поэтому получается просто – это основа, в которой выделяется суффикс наречия -О (образовано от прилагательного прост-ая, прост-ой, прост-ое) и корень прост-.

Розовый

Другой пример морфемного разбора иного рода. Разберём по составу прилагательное розовый. Здесь окончание -ЫЙ выделяется в любом случае, а вот дальнейшее деление на морфемы зависит от значения прилагательного.

Если, к примеру, розовое варенье, розовый куст, то это прилагательное напрямую относится к слову роза и имеет основу розов-, делимую на суффикс -ов- и корень роз- (роз-ов-ый).

Если же речь идет о цвете, розовое платье, розовый закат, – то перед нами уже не относительное, а качественное прилагательное, имеющее неделимую основу розов-; это корень слова (розов-ый).

Конспект урока в 6 классе

  • отработка умения производить морфемный разбор;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • воспитание любви к русскому языку, интереса к его изучению.
  • познавательные: анализ слов с целью выделения значимых составных частей, рефлексия деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • коммуникативные: умение выразить мысль, умение слушать и слышать друг друга;
  • личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.
  1. Организационный момент.
  2. Орфографическая разминка (стр. 38).

два ученика выполняют на доске по одной части:

После проверки правописания учащимся предлагается поработать в парах: определить, по какому принципу эти слова объединены в две группы, и рассказать об этом в форме небольшого связного текста. (Первая группа – заимствованные, словарные слова; можно вспомнить сведения об их происхождении из материалов предыдущего урока; по словосочетаниям второй группы можно повторить теоретический материал и обобщить его).

С помощью проблемных вопросов (Что общего между словообразовательным и морфемным разбором? В чём разница между ними? Зачем нам нужно уметь разбирать слово по составу?) подвести учащихся к гипотезе о том, что умение выделять морфемы помогает правильно определять способы словообразования, грамотно говорить и писать.

  • Формулировка темы, целеполагание, планирование работы на уроке (цель – научиться разбирать слова по составу; для этого нужно повторить последовательность разбора по составу, потренироваться, проверить свои умения).
  • Повторение порядка морфемного разбора: разбор по составу слова прибрежный (на доске) с комментированием всех действий; проверка правильности по учебнику – чтение плана морфемного разбора на стр. 39.
  • Выполнение морфемного разбора из упр. 64 (по 1 примеру на доске, с комментированием всех действий). Можно предварительно прочитать Советы помощника на стр. 40.
  • Игра «Слова замаскировались» (по книге Татьяны Рик «Игры на уроках русского языка»).

    Из словаря сбежали слова, надо их найти и вернуть на место. Известны их приметы. («Приметы» распечатаны на карточках, учащиеся могут работать в парах, индивидуально, затем представить результат своей работы классу; можно первые две-три карточки разобрать вместе, чтобы все поняли принцип поисков «сбежавшего слова». При необходимости ученики объясняют лексическое значение найденного слова, в случае затруднения обращаются к толковому словарю).

    Памятка-алгоритм для выполнения разборов по русскому языку.

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Памятки для выполнения разборов по русскому языку

    в начальной школе.

    Звуко — буквенный разбор слова.

    Морковь – 2 слога, 2 гл., 4 согл.

    м — [м ] — согл., зв., тв.,непарн.;

    о — [а ] – гласн., безуд.;

    р — [р ] – согл., зв., тв.,непарн.;

    к — [к ] – согл., глух., тв.,парн.;

    в — [ф’] – согл., глух., мягк.,парн.;

    7 букв, 6 звуков.

    Разбор слова по составу.

    1. Найди в слове окончание: измени слово по числам, по падежам или по лицам;

    2. Выдели основу: слово без окончания;

    3. Найди корень: подбери однокоренные слова, выдели общую часть;

    4. Выдели приставку: подбери однокоренные слова с приставками и без приставок;

    5. Найди суффикс: он стоит после корня и служит для образования новых слов.

    Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

    Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное.

    Определи предложение по наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

    Подчеркни главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

    Подчеркни второстепенные члены предложения.

    Укажи части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог.

    В тени росли душистые ландыши. (Повеств., невоскл., распр.)

    ландыши (какие?) душистые

    росли (где?) в тени

    Морфологический разбор имени существительного.

    Начальная форма (Им. п., ед. ч.)

    Собственное или нарицательное.

    Одушевлённое или неодушевлённое.

    Роль в предложении.

    На бумаге – сущ., н.ф. – бумага, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., П. п., ед. ч., втор. член.

    Морфологический разбор имени прилагательного.

    Начальная форма (Им. п., ед. ч., м.р.)

    Род (только в ед. ч.)

    Роль в предложении.

    На алой ( зорьке) – прил., н.ф. – алый, ед. ч., ж. р., П, п., втор. член.

    Морфологический разбор местоимения.

    Род (только в ед. ч.)

    Роль в предложении.

    За ней – мест., н. ф. – она, 3 л., ед. ч., ж. р., Т. п., втор. член.

    Морфологический разбор глагола.

    Начальная форма (неопределённая форма).

    Спряжение (по ударному окончанию или неопред. форме).

    Лицо (наст. вр. и буд. вр.)

    Род (только у глаголов прошедшего времени в ед. ч.)

    Роль в предложении.

    Летят – глагол, н. ф.- лететь, 2 спр., наст. вр., 3 л., мн. ч., сказуемое.

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 829 человек из 81 региона

    Курс повышения квалификации

    Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

    • Сейчас обучается 348 человек из 59 регионов

    Курс повышения квалификации

    Скоростное чтение

    • Сейчас обучается 617 человек из 79 регионов

    • Гурова Елена НиколаевнаНаписать 5850 28.08.2015

    Номер материала: ДA-019656

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

      28.08.2015 383
      28.08.2015 3730
      28.08.2015 1466
      28.08.2015 4150
      28.08.2015 975
      28.08.2015 788
      28.08.2015 17572

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

    Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

    Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

    Время чтения: 2 минуты

    Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

    Время чтения: 0 минут

    С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

    Время чтения: 1 минута

    Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

    Время чтения: 4 минуты

    Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

    Время чтения: 1 минута

    СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis — соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем. На уроке вы повторите основные сведения о морфемах и способах словообразования, полученные в 5-6 классах.


    источники:

    http://infourok.ru/pamyatkaalgoritm-dlya-vipolneniya-razborov-po-russkomu-yaziku-390691.html

    http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-56-klassahb/morfemika-slovoobrazovanie-morfemnyy-i-slovoobrazovatelnyy-razbor-slova