Алгоритм выполнения морфемного разбора

Алгоритм морфемного разбора
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Данный алгоритм поможет в отработке навыка разбора слова по составу.

Умение работать с информацией- важный момент в формировании УУД младших школьников.

Учу использовать алгоритмы с первого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
algoritm_morfemnogo_razbora.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

При разборе слова по составу действуем по следующему алгоритму:

Для этого изменяем форму слова (у существительного и глагола изменяем число, у прилагательного — род) :

стен а — стен ы (существительное)

син ий — син яя (прилагательное)

рису ет — рису ют (глагол)

2 .Выделяем основу слова.

В основу входит всё, кроме окончания.

3 .Выделяем корень.

Называем родственные слова, выделяем общую часть.

стен а — стен ка

4 .Между корнем и окончанием выделяем суффикс.

5 . Перед корнем выделяем приставку.

Пример устного разбора слова по составу .

Стенка. В слове стенка окончание -а, потому что стенк и. Основа слова всё, кроме окончания — стенк . Корень — стен , потому что стен а. Суффикс — к .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа прежде всего связа.

Данный материал раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа прежде всего связа.

Материал поможет ребёнку правильно выполнить разбор слов по составу.

Конспект урока русского языка. «Омонимы. Морфологический и морфемный разбор». 2 класс.СРО Занкова.

Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения.

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изуче.

Для выполнения грамматического задания,отмеченного на страницах учебника условным знаком (цифрой) 2,возникает необходимость оказать помощь обучающимся. Алгоритм способствует показать знания и умения,п.

Правила проведения морфемного разбора слова

Морфемный разбор слова — что это такое в русском языке

Морфемным разбором в русском языке называется разбор по составу. Этот вид грамматического задания, обозначающийся цифрой 2, широко распространен в русском языке, поскольку является одним из принципов русской орфографии.

Говоря о частях слова, следует отметить, что в лингвистике они называются морфемами. Среди них выделяют:

  • корень — значимая часть, в которой заключено основное лексическое значение, например, «лес»;
  • суффикс — значимая часть, которая находится за корнем и меняет лексическое значение слова, например, «лесок»;
  • приставка — значимая часть, которая всегда находится перед корнем и способна изменить лексическое значение, к примеру, «перелесок»;
  • окончание — изменяемая часть, которая меняет форму слова и объединяет слова в предложения, к примеру, «перелеска»;
  • основа — часть слова без окончания.

Состав у слова может быть совершенно разным. Оно может состоять только из корня или из двух корней и более. Что касается суффиксов и приставок, то их может быть несколько, а может не быть ни одного. Чтобы правильно выполнить разбор, нужно познакомиться с некоторыми принципами выполнения.

Правила проведения, основные принципы

Специалистами определен ряд принципов, позволяющих безошибочно выполнить морфемный разбор:

  1. Первым делом нужно определить часть речи, поскольку неизменяемые части речи не имеют окончаний. К тому же за каждой частью речи закреплены свои суффиксы: у существительных, к примеру, это –ИСТ, -К- и другие, у прилагательных –Н-, -АН-, -ЯН- и прочее.
  2. После рекомендуется найти окончание, где это возможно. Для этого нужно изменить форму слова, поставив его во множественное число или изменить, к примеру, прилагательные и существительные по падежам, а глаголы проспрягать: дорога – дороги, зеленому – зеленый, читаешь – читаю. Чтобы не ошибиться в суффиксах и окончаниях глагола, следует помнить, что их изменение должно осуществляться в том времени, в котором находится разбираемый глагол.
  3. Через подбор однокоренных слов находим корень. Подбирая однокоренные слова, следует помнить про корни-омонимы. Так называются те, корни, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, как, например, ВОДА И ВОДИТЬ.
  4. Находим приставки и суффиксы. Чтобы найти приставку, помним, что ее можно убрать или заменить другой: ЗАХОДИТЬ-ВЫХОДИТЬ. Чтобы правильно определить суффикс, нужно постараться определить его лексическое значение. При затруднении предполагаемый суффикс можно подставить к другому слову: МОТОЦИКЛИСТ — ФУТБОЛИСТ. Оба представленные варианта являются существительными, кроме того, их объединяет суффикс –ИСТ-, который обозначает профессию или род деятельности. Перечень основных морфем всегда представлен в учебнике.

Помочь выполнить морфемный разбор могут знания в области словообразования. При установлении соответствия они позволяют безошибочно осуществлять членение морфем, например в слове «безукоризненность». Суффикс -ОСТЬ- показывает связь существительного с прилагательным «безукоризненный». В представленном прилагательном можно выделить суффикс –ЕНН-, поскольку видно существительное УКОРИЗНА. Это же слово позволяет выделить приставку БЕЗ-. Откинув таким образом известные морфемы, можно увидеть слово УКОР, убрав при этом суффикс -ИЗН-. В оставшемся варианте можно выделить корень -КОР- и приставку У-, поскольку имеется однокоренное слово КОРИТЬ.

Какие способы могут использоваться

В морфемном разборе встречается много двояких моментов, а выбор правильного варианта может быть обусловлен учебной программой и принадлежностью учебного заведения к той или иной лингвистической школе.

Кардинальными считаются различия между школьной программой и вузовской. В школах, например, не делают акцент на этимологии слова, как это происходит в вузах. Если говорить о школьной программе, то ярким примером двоякого отношения к морфемам считается инфинитив. Одни считают, что, например, -ТЬ в инфинитивах является окончанием, а другие утверждают, что это суффикс начальной формы.

Школьная программа базируется преимущественно на учениях в области морфологии А.Н. Тихонова, который, например, в слове «благодарность» предлагает выделять один корень «благодарн». С точки зрения автора слово «дар» утратило актуальность в современном русском языке, по этой причине морфема не считается самостоятельной. С таким подходом к делу не согласна, например, лингвист Т.Ф. Ефремова, которая предлагает даже в слове «прекрасный» выделять корень «крас», поскольку раньше слова КРАСНЫЙ И КРАСИВЫЙ считались однокоренными.

Таким образом, современные учёные-лингвисты не могут найти единый подход к выполнению морфемного разбора, поэтому большинство вариаций являются допустимыми.

План морфемного разбора слова, примеры

Морфемный разбор часто путают со словообразовательным, что проявляется в неправильном оформлении на письме. Во избежание этого следует запомнить, что словообразовательный разбор представляет собой пару вытекающих друг из друга производных и производимых слов, например, лесной — лес. Чтобы словообразовательный разбор представленных слов был полным, нужно в обоих словах выделить основы ЛЕС и суффикс -Н-, после в скобках отмечается способ словообразования. В данном случае он будет суффиксальным.

Письменный морфемный разбор — это выписанное для разбора одно слово. Причем выписывать нужно в той форме, в которой оно представлено в предложении. Дальше работа осуществляется по следующему порядку, который многие принимают за план:

  1. Определить окончание у изменяемых частей речи. У неизменяемых выделяется словообразующий суффикс.
  2. Выделяем основу.
  3. Находим корень.
  4. При наличии выделяем приставки и суффиксы.

Последовательность выполнения разбора устно не отличается от последовательности выполнения письменного, подробная схема которого представлена выше.

Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis — соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем. На уроке вы повторите основные сведения о морфемах и способах словообразования, полученные в 5-6 классах.


источники:

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/6/pravila-provedeniya-morfemnogo-razbora-slova

http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-56-klassahb/morfemika-slovoobrazovanie-morfemnyy-i-slovoobrazovatelnyy-razbor-slova