Анализ и разграничение современного и этимологического морфемного состава слова опираются на принцип

Тестовые задания по методике преподавания русского языка
тест на тему

Тестовые задания предназначены для проверки усвоения знаний студентами специальности Преподавание в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
testovye_zadaniya_po_metodike_prepodavaniya_russkogo_yazyka.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык с методикой преподавания.

  1. Методическая система обучения русскому языку включает следующие компоненты:

Цели, содержание, принципы, методы и приёмы_____________ .

  1. Выберите правильный вариант ответа. Предметом обучения методики является

б) процесс обучения русскому языку,

в) исследование русского языка.

  1. Дополните список дисциплинами, являющихся базовыми для методики преподавания русского языка: языкознание, дидактика, психология__________.
  1. Отметьте фамилию ученого-методиста, определившего закономерности усвоения родной речи:
  1. Назовите функции русского языка как предмета изучения в школе: обучающая, развивающая,_______________.
  1. Закончите фразу: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование следующих компетенций: языковой, языковой, лингвистической,______________.
  1. Отметьтеобщеметодические принципы обучения русскому языку:

1) связь теории с практикой;

2) взаимосвязь изучения языка и развития мышления;

3) приемственность и перспективность;

5) внимание к языковому материалу;

6) развитие языкового чутья.

  1. Отметьте определение, раскрывающее суть понятия «метод обучения»:

а) исходное положение науки, определяющее содержание процесса обучения;

б) способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками.

  1. Принципы обучения делятся на общедидактические, частно методические и_____________.
  2. Назовите фамилию ученого-методиста, проклассифицировавшего методы обучения по источнику полученных знаний, по степени и характеру участия школьника, по характеру и методу выполнения заданий ______________.
  3. Отметьте методы проблемного обучения:

1) слово учителя;

3) эвристическая беседа;

  1. Отметьте средства обучения, позволяющие быстро осуществить индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся:

2) упражнения из учебника;

3) сигнальные карточки;

4) дидактические карточки;

  1. Отметьте комплекс учебников, где в одном учебном пособии содержатся теоретические сведения, практические упражнения, свдения и упражнения, по развитию речи учащихся:

1) под ред. В.В. Бабайцевой;

2) под ред. Н.М. Шанского;

3) под ред. П.А. Леканта и М.М. Разумовской.

  1. Отметьте учебную программу, соответствующую учебному комплексу, в которой основной целью является овладение речевой деятельностью в устной и письменной форме:

1) под ред. Н.М. Шанского;

2) под ред. В.В. Бабайцевой;

3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

  1. Отметьте учебный комплекс, где подача материала осуществляется линейным способом:

1) под ред. В.В. Бабайцевой;

2) под ред. Н.М. Шанского;

3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

  1. Отметьте виды языкового разбора, не являющиеся грамматическими:
  1. Отметьте комплекс учебников с углублённым изучением русского языка, где изучаются сведения, характерные для вузовской программы:

1) Под ред. В.В. Бабайцевой;

2) Под ред. Н.М. Шанского;

3) Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Лекант;

  1. Отметьте типы уроков, выделяемых Б.Т. Пановым по ведущему методу обучения:

1. изучение нового материала;

2. контрольный урок;

4. анализ письменных работ;

6. закрепление изученного;

7. развитие речи;

  1. Определите структурные элементы, соответствующие уроку объяснения нового материала. Постройте их в последовательности, соответствующей структуре урока:

1) выполнение упражнений повышенной сложности;

2) подведение итогов урока и объяснение домашнего задания;

3) опрос учащихся;

4) проверка домашнего задания;

5) первичное закрепление изученного;

6) самостоятельная работа;

7) объяснение нового материала;

8) подготовка к восприятию нового материала.

  1. Какой из диктантов требует объяснения нового материала в процессе написания:

1) «проверяю себя»;

3) письмо по памяти;

4) комментированное письмо;

  1. Дополните вид диктанта, где требуется изменение дидактического материала: творческий, выборочный, ______________
  2. Пронумеруйте дифференцированные задания по степени сложности:

1) выборочно-распределительное списывание;

2) Списывание со вставкой;

3) Творческое списывание.

  1. Определите тип урока в игровой форме, требующий обязательного использования занимательности:

2) дидактическая игра.

  1. Продолжите утверждение: «В настоящее время русский язык как учебный предмет имеет две формы изучения: общеобразовательная и____________».
  2. Углублённое изучение русского языка осуществляется по трём направлениям: факультативные курсы, элективные курсы,__________ работа.
  3. Отметьте формы внеклассной работы, которые относятся к систематическим:

1) вечера русского языка;

3) лингвистическая газета;

27. Уроки, на которых реализуются межпредметные связи с историей, географией, биологией и т.п., называются ____________

28. Уроки, на которых совмещаются изучение русского языка и литературы,- это уроки ___________________

29. Программа под ред. Н.М. Шанского разработана в соавторстве с М. Т. Барановым и ______________________

30. В учебном процессе способами подачи изучаемого материала являются индуктивный и _______________

31. Отметьте путь, при котором презентация языкового материала осуществляется индуктивным способом:

1) от частного к общему,

2) от общего к частному.

32. Учебник, наряду с программой, выполняет следующие функции: познавательную, развивающую, воспитательную и ____________

33. Сведения о выдающихся лингвистах, их роли в развитии науки о языке формируют ________________ компетенцию.

34. Приём обучения является_____________ метода, так как определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы.

35. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к _______________методам обучения.

36. Соотнесите теоретико-практические методы обучения с их методической задачей.

Языковой разбор ___ анализ конкретных языковых

Конструирование ___ целенаправленное, планомерное восприятие языковых явлений, фактов,

Наблюдение ____ самостоятельная работа учащихся по

составлению заданных языковых конструкций.

37. По классификации Л.П. Федоренко, лингвистический анализ, комментирование текста, творческое задание относится к_________ методам обучения.

38. Отметьте наиболее продуктивную форму опроса учащихся:

39. Эвристическая беседа предполагает____________решение проблемной ситуации.

40. Дополните список уроков нетрадиционной вузовской формы обучения: лекция; семинар; практикум; _____________.

41. Пропедевтический этап изучения материала – это ___________ его изучение перед основным курсом.

42. Автором пособия «Русская речь» является _________

43. По Л.П. Федоренко, в систему упражнений, способствующих формированию речевых навыков учащихся, входят: ________, репродуктивные, продуктивные.

44. Отметьте, чем отличаются уроки обобщающего повторения от уроков закрепления изученного:

2) дидактическими целями;

3) большим количеством самостоятельных и творческих заданий.

45. На уроках развития речи осуществляется формирование_____________ компетенции.

46. Развернутый конспект урока соответствует следующему виду планирования учебного процесса:

1) годовое (календарное),

47. Определите вид самостоятельной деятельности учащихся по заданию: «Вставьте в исходный текст подходщее по смыслу слова»:

48. Соотнесите виды самостоятельной деятельности учащихся по способам их осуществления:

Рецептивная видоизменение лексических единиц,

Продуктивная анализ языковых единиц

Репродуктивная конструирование собственного высказывания

49. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к _____________ методам обучения.

50. Эвристическая беседа и исследовательские методы обучения предполагают создание и решения ______________ ситуации.

51. Современным способом проверки знаний является _______________.

Методика изучения разделов современного русского языка.

Методика обучения фонетике, графике, лексике и фразеологии.

  1. Изучение фонетики является базой для осознанного усвоения звуковой системы языка, овладения орфоэпическими нормами, формирование_______________учащихся.
  2. Изучение фонетики неразрывно связано с изучением ________.
  3. Выразительными средствами звуковой системы русского языка не являются:
  1. Задачами изучения лексики и фразеологии не являются:

а) расширение словарного запаса учащихся;

б) обучение работе с орфографическими словарями;

в) работа над толкованием смыслового значения слова;

г) расширение знаний учащихся и языке.

  1. Лексика изучается в 5-6-х классах по программе:

1. Под ред. Н.М. Шанского;

2. Под ред. В.В. Бабайцевой;

3. Под ред. М.М. Разумовской.

  1. В школе изучается три группы лексических понятий, связанных с семантикой, происхождением и _______________слова.
  2. В толковом словаре нельзя определить значение слова:

а) лексическое значение слова,

г) прямое и переносное значение слова.

8.Основными способами толкования лексического значения слова являются описательный, подбор синонимов, ______________

9. Диалектные, профессиональные слова и жаргонизмы относятся к лексике___________употребления или неупотребительной.

10.К выразительным средствам языка, построенным на основе переносного значения слова, не относятся:

11. В число лексических ошибок не входит:

1) непонимание лексического значения слова;

2) неразличение слов паронимов;

3) употребление слова в разговорной форме;

4. Нарушение лексической сочетаемости слов.

12.Изучение фразеологизмов и лексических понятий способствует формированию не только языковой, но и ___________компетенции учащихся.

13.Постоянное употребление в речи изученных с лексической точки зрения слов способствует формированию словарного запаса:

Методика обучения морфемике и словообразованию

14. Морфемика изучается в 5 классе, а словообразование в 6 классе по программе:

1) Под ред. И.М, Шанского,

2) Под ред. В.В, Бабайцевой,

3) Под ред. М.М. Разумовской.

15. На процесс морфемного анализа не влияет:

1) фонетическая структура,

2) морфологические признаки,

3) орфографическое написание,

4) лексическое значение.

16. Теория и практика составления словарей является предметом изучения лингвистической дисциплины:

17. К упражнениям формирующим лексические умения и навыки не относятся:

1) решение кроссвордов,

2) толкование лексического значения слова,

3) нахождение и исправление лексических ошибок,

4) составление текста по опорным словам.

18. Анализ и разграничение современного и этимологического морфемного состава слова опираются на принцип

19. При выделении основы слова возникают следующие проблемы, связанные с другими разделами языка (соотнесите понятия).

Чередование звуков лексика

Омонимия морфем морфология

Морфологическая характеристика фонетика

20. Соотнесите фамилии авторов с названиями созданных ими словарей

Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь русского языка

Тихонов А.И. Школьный словарь образования слов русского языка

Баранов М.Т. Школьный словарь строения слов русского языка.

Методика обучения морфологии и синтаксису

24. Морфология изучается линейно-ступенчатым способом в комплексе

1) Под ред. А.И. Шанского,

2) Под ред. В.В. Бабайцевой,

3) Под ред. М.М. Разумовской.

25. К частям речи с однозначной морфологической характеристикой не относятся:

4) категория состояния.

  1. Правильному орфографическому написанию производным предлогов способствует сопоставление их с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, и определение их ________роли в предложении.
  1. В пятом классе перед изучением морфологии в школьном курсе, то есть введение пропедевтического курса в 5 курсе, создаёт базу для изучения системы языка на __________________ основе.
  2. К осложняющим элементам простого предложения, не являющимися членами предложения, не относятся:

4) вводные слова и словосочетания.

Методика овладения орфографией и пунктуацией

  1. Овладение орфографическими и пунктуационными правилами в объёме, определённом школьной программой называется ____________грамотностью.
  2. Специфика орфографии заключается в том, что она не изучается как _______________раздел, базовые знания рассредоточены по курсу 5-7 классов.
  3. К небуквенному типу орфографии относятся дефис, черточка, пробел и ___________.
  4. Умение видеть орфограммы в слове называется орфографической ________.
  5. Определение морфемы (место орфограммы в слове) и её окружения называется _______________признаками орфограммы.
  6. Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания, называется ________________.
  7. Знаки препинания разделяются на две основные группы: отделяющие и __________________.
  8. К принципам русской пунктуации не относится
  1. Ошибки по орфографии классифицируются как грубые, негрубые, повторяющиеся и _______________.
  2. Соотнесите оценку с количеством орфографических и пунктуационных ошибок:
  1. 7\7,6\8,5\9,8\6,

4 более 9 орфографических ошибок,

3 0\0,1\0,01 (негрубые),

39. Выделите разделы языка, с которыми орфография не изучается как сопутствующий курс:

40. соотнесите с соответствующими классами изучение пропедевтический курс синтаксиса, изучение простого словосочетания и простого предложения, изучение сложного предложения:

41. Исключение из правил относятся к _________________ ошибкам.

42. Методика графики, орфографии и пунктуации являются областью методики преподавания русского языка, именуемой _____________.

Методика развития речи учащихся.

42.Овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение видам речевой деятельности являются важнейшими аспектами (развития) речи учащихся.

43.Результатом связной речевой деятельности учащихся является ____________.

44.Признаками текста как речевой данности являются:

1) смысловая целостность,

2) грамматическая взаимосвязь,

45. Выберите определение, соответствующее понятию «развитие речи»:

1) процесс овладения языковыми умениями и навыками,

2) изучение системы языковых разделов,

3) процесс формирования коммуникативной компетенции .

  1. Овладение нормами русского литературного языка не включает изучение:

1) коммуникативно значимых норм,

2) присущей молодёжному слэнгу лексики ,

3) норм, часто нарушаемых носителями родного языка,

4) норм, относящихся к безусловно принятым.

  1. Какой вид упражнения не соответствует работе над речевыми нормами:

1) анализ художественного текста ,

2) сопоставительный анализ нормы и её нарушений,

3) замена ошибочных вариантов.

  1. Обучения разным видам речевой деятельности включает:

1) смысловое восприятие текста,

2) анализ текста, создание текста и редактирование написанного.

  1. К источникам пополнения словарного запаса учащихся не относится:

б) молодежный слэнг,

  1. К какому из типов речи подходит определение – «изображение картины мира в причинно-следственных связях»:
  1. В каком типе изложения требуется краткая передача содеожания исходного текста:

2) близкое к тексту,

4) с языковым анализом.

52.Какой аспект изучения стилистики является основным в школьном курсе русского языка:

1) функциональная стилистика,

2) практическая стилистика,

3) язык художественной литературы.

  1. Учет следующих положений: с кем, где и о чём говоришь – соответствует понятию ___________ ситуация.
  2. Распределите очередность изучения стилей речи в школьном курсе

а) русского языка:

  1. Основной целью овладения эстетической функцией языка является изучение _______________________________средств языка.
  2. В область преподавания русского языка, изучающую языковую систему включаются следующие разделы: методика фонетики, лексики и ______________, словообразования, морфологии, синтаксиса.

Углублённое изучение русского языка.

  1. Внеклассная работа прежде всего направлена на формирование познавательного__________ учащихся к предмету.
  2. Соотнесите виды внеклассной работы с формами их проведения:

эпизодические кружок, стенгазета

систематические викторины, олимпиады

  1. Урок-лекция по дидактическим целям соответствует следующим традиционным урокам: объяснения и _______________.
  2. Содержание урока-лекции может быть зафиксировано в тетради в виде: сложного плана, ______________, схем, таблиц.
  3. Проблемная задача, поставленная на уроке исследования, традиционно строится на основе лингвистического ________________.
  4. Основу урока-семинара составляют _________________ учащихся.
  5. Игровыми разновидностями урока-семинара являются заседания, конференция, конгресс, _________________.
  6. Разновидностью урока-практикума, направленной на активизацию познавательной деятельности школьников, является деловая _________.
  7. Урок-зачёт совмещает функции уроков ______________ и контроля.
  8. Формированию умения вести научный спор способствует урок – ____________.
  9. Одной из важнейших составляющих овладения культурой речи учащихся является речевой ____________________.
  10. Школа с малым количеством учащихся, где процесс обучения требует особых форм его организации, называется _______________.
  11. Новые педагогические технологии в преподавании русского языка включают модульное обучение дистанционное обучение и метод технологии ________________.

Проблема изучения словообразования

Проблема изучения словообразования в школе серьезно интересовала многих методистов прошлого. Среди них такие имена как Н. Ф. Бунаков, И. И. Срезневский, К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров и другие. [48] О важном значении изучения морфемной структуры слов в развитии лингвистических способностей детей и их общем развитии говорят и известные методисты последних десятилетий: Т. Г. Рамзаева, М. А. Рыбникова, С. И. Львова, М. Р. Львов, М. С. Соловейчик, П. С. Жедек и другие. [34,28,24,45,9]

Изучение морфемики имеет большое значение для учащихся, прежде всего потому, что осознание структуры слова позволяет им глубже понять его лексическое значение и точно употреблять слова в речи. Известно, что каждая значимая часть слова выполняет определенную роль. Очень важно показать школьникам необходимость установления связей между лексическим значением слова и его морфемным составом.

Успешные эксперименты Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Л. И. Айдаровой и их последователей показали эффективность обучения русскому языку в начальной школе с ориентацией на развитие языкового чутья и осознания слова, как «сложного целого, представляющего собой с одной стороны, систему морфем, с другой – систему сообщений, то есть, значение любого слова при его анализе может быть разложено на составляющие его корневое значение и значения, которые связаны с другими формальными элементами слова».[1,с.55] Практическое освоение словообразовательных норм, осознанное членение слова с учетом значения выделенных в нем морфем во многом помогает предупредить в устной и письменной речи учащихся нарушений нормативной структуры слова (наругать, пильщик). Кроме того, развитие у школьников внимания к значению морфем в слове способствует предупреждению и таких лексических ошибок, которые проявляются в неразличении некоторых однокоренных слов и употреблении этих слов в несвойственном им значении (Мальчик надел рубашку с кроткими рукавами (вместо короткими)).

Таким образом, умение видеть в словах морфемы и осознавать их значение является одним из ведущих в школьном курсе русского языка – тем умением, которое во многом определяет качество усвоения учащимися литературных норм языка в разных его областях.

Однако анализ методической литературы, наблюдение за учебным процессом выявили имеющий место формальный подход к морфемному разбору у детей. Этот факт свидетельствует о том, что при изучении морфемики не уделяется должного внимания содержательной стороне слов и их частей. После изучения темы учителя редко рассматривают морфемный разбор в единстве формы и содержания. Тогда как главное методическое условие, от которого во многом зависит речевая культура учащихся, – это повседневное внимание к работе над составом слова.

Такая ситуация складывается из-за отсутствия связи между работой над составом слова и формированием речевой культуры младших школьников.

В современной лингвистической и методической литературе является общепринятым факт взаимосвязи между морфемным составом слова, его словообразовательными особенностями, с одной стороны, и принадлежностью этого слова к той или иной части речи, — с другой. Ученые, изучающие язык как лингвистическое явление или определяющие принципы и методы обучения языку в начальной и средней школе, как и учителя-практики, имеют в виду, что в русском языке каждой части речи свойственны определенные структурно-словообразовательные особенности. При этом морфемная структура слова, специфика его образования выступают в единстве с лексическим значением слова и комплексом грамматических свойств, определяя семантику, частеречную принадлежность и правописание производного слова.

В публикациях научно-методических изданий последних лет («Начальная школа», «Русский язык в школе», «Русская словесность» и др.) неоднократно подчеркивалась мысль о том, что анализ слова в процессе изучения морфемики и словообразования не может быть однонаправленным, одноаспектным и предполагает постоянное взаимодействие двух видов разбора — морфемного (из каких морфем слово состоит) и словообразовательного (с помощью каких морфем слово образовано). Разбор слова по составу, предполагающий ознакомление учащихся с основными типами морфем и особенностями строения русского слова, опирается на выводы словообразовательного анализа и является по отношению к нему вторичным, т. к. членение мотивированного слова на морфемы отражает процесс его производства.

Определяя особенности словообразовательной системы русского языка во второй половине ХХ века, А. А. Реформатский писал, что «членимость обратима, ее «перевертыш» — составление слова, словообразование» [7, c. 7]. Таким образом, овладение основами морфемного анализа в школьной практике, по определению А. А. Реформатского, предполагает три ступени, тесно связанные друг с другом: первоначальное знакомство с составом слова; ознакомление с его словообразовательной структурой, местом иролью корневых и аффиксальных морфем в словообразовании; полный морфемный анализ, при котором каждая морфема осознается не сама по себе, а как словообразующий элемент в структуре лексических единиц языка.

И морфемный, и словообразовательный разбор слова решают общие лингвистические задачи: раскрыть понятие морфемной структуры слова как совокупности значимых частей. А это в конечном итоге будет способствовать активному и сознательному усвоению школьниками словарного богатства родного языка во всем его семантико-грамматическом многообразии.

Ведущие отечественные методисты: М. Т. Баранов, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, А. В. Текучев и др. — при изучении теоретических и практических аспектов преподавания русского языка в школе неоднократно указывали на необходимость давать учащимся морфемико-словообразовательные сведения не только в ходе изучения темы «Состав слова», но и углублять эти сведения всей системой занятий по русскому языку. Такой подход позволит учащимся младших классов, а затем и учащимся основной средней школы познать и уяснить некоторые закономерности словообразовательной системы русского языка не только на примере анализа отдельных лексических единиц, но и при изучении лексико-грамматических разрядов слов разных частей речи.

Такой подход очень важен. Во-первых, при изучении словообразования определенной части речи учащиеся не только усваивают продуктивные в современном русском языке словообразовательные модели, но и знакомятся с основными словообразовательными значениями морфем, а значит, подходят к осмыслению понятия словообразовательного типа. В этом кроются истоки профилактики детских речевых ошибок, связанных с отступлениями от норм русского словопроизводства.

Во-вторых, знание основных аффиксов той или иной части речи создает благоприятную основу для понимания семантических, словообразовательных и морфологических особенностей основных лексико-грамматических классов слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий).

В ряде работ (О. Е. Вороничева, М. Г. Кудряшовой, Н. В. Лукиных, Е. Г. Мережко и др.), посвященных методике изучения состава слова в начальных классах, а также исследования Л. А. Быстровой, Е. И. Литневской, С. И. Львовой и других об изучении словообразования в средней школе содержатся научно аргументированные выводы о целесообразности и возможности установления взаимосвязи морфемного и словообразовательного анализа преимущественно в целях сознательного усвоения младшими школьниками орфографии, так как большинство правил правописания связано с морфемным составом слова. Кроме того, правильно организованные упражнения в морфемном анализе слов и словообразовании вырабатывают привычку вдумываться в содержание слова и соотносить содержание с формой, что является необходимым условием успешного развития орфографической зоркости учащихся.

В методических публикациях И. С. Улуханова, И. Г. Милославского, Л. А. Катлинской, С. И. Львовой и других авторов можно встретить вывод об использовании словообразовательного анализа как эффективного способа семантизации производной лексики на уроках русского языка и чтения при обогащении словарного запаса учащихся.

Другие принципы были сформулированы А. В. Текучевым относительно методики обучения морфемному анализу слова в 4—8 классах средней общеобразовательной школы. Назовем основные из них.

1.Опора на сопоставление синтеза и анализа слова (структурно-словообразовательный принцип) как способ соотношения морфемной членимости слова и способа его образования.

2.Опора на мотивированность производного слова (мотивационный принцип) как средство предупреждения бездумного, механического членения производных слов на морфемы.

3.Диахронический (исторический) принцип как основа разграничения современного и историко-этимологического состава слова.

В связи с логикой построения школьных учебников русского языка и последовательностью развертывания темы «Состав слова» или изучения смежных грамматических и орфографических тем в методике названные выше принципы конкретизируются как собственно словообразовательный, грамматико-словообразовательный, лексико-словообразовательный.

Проблемным в современной школьной лингводидактике остается вопрос о соблюдении определенной последовательности в вычленении морфем. Способ, образно названный Н. М. Шанским принципом «раздевания матрешки», был описан известным отечественным языковедом З. А. Потиха, который писал, что морфемный анализ (разбор слова по составу) необходимо начинать с выделения окончания и дальше постепенно и последовательно доходить до корня. Следовательно, путь анализа слова как раз противоположен пути образования производного слова, так как производное слово «растет» от корня, обогащается аффиксами.

Описанный принцип последовательности морфемной членимости слов справедлив и предпочтителен в тех случаях, когда в основе слова имеется стечение суффиксов или корневая морфема является связанной, а поэтому с трудом подвергается квалификации: отеческ-и (братск-и) — суффикс -и; отеч-еск-и (отеч-еск-ий, брат-ск-ий) — суффикс-еск; отеч-еск-и (отч-изн-а, отеч-еств-о) — корень-отеч- (отч-).

Другая, традиционная в лингводидактике точка зрения исходит из положения о том, что корень как основная смысловая часть слова, определяющая родство однокоренных слов и закономерности их правописания, должен выделяться в первую очередь. Такой метод членения морфем может быть предложен для более простых в структурном отношении слов, стоящих на первой ступени производности, то есть содержащих не более одной служебной морфемы каждого типа (один суффикс, одну приставку, один суффикс и одну приставку и т. д.) и имеющих четко осознаваемый свободный корень. Например: реч-н-ой, вы-нес-ти, вод-ичк-а, при-школь-н-ый и др.

Морфемный анализ должен опираться на результаты словообразовательного анализа. Особенно важно восстановление последовательной словообразовательной цепочки для слов, в основе которых выделяются 2—3 одноименные аффиксальные морфемы. Например, писатель-ск-ий ← писа-тель ← пис-а-ть; лекарств-енн-ый ← лекар-ств-о ← лек-арь ← леч-и-ть и др.

Разбор как метод обучения служит методическим средством развития дедуктивного мышления учащихся. В соотношении морфемного и элементарного словообразовательного разборов слов разных частей речи различают два приема работы: разбор-доказательство (умозаключение) и разбор-суждение.

Разбор-доказательство представляет собой дедуктивное умозаключение, воспроизводящее процесс возникновения нового суждения (собственной мысли). При таком разборе учитель выслушивает готовые суждения учащихся и следит за тем, как образуются эти суждения, т. е. как применяют учащиеся правила. Использование данного разбора учит школьников рассуждению по строго данному образцу. Например, при доказательстве выделения корневой части наречия ледниковый пятиклассники используют следующие посылки. Корень слова — это общая часть всех родственных слов (1 посылка). Родственными словами к словуледниковый будут ледник, лед, ледышка (2 посылка); общей значимой частью их основ этих слов является -лед-. Значит, —лед- корень слова ледниковый (вывод).

При разборе-суждении морфемный анализ слова ледниковый будет выглядеть так: «Прилагательное ледниковыйимеет производную основу. Оно образовано от существительного ледник с помощью суффикса -ов. Основа слова ледник также членится на морфемы. Корень — лед-выделяется в сопоставлении с родственным существительным лед; суффикс -ник — в сопоставлении с одноструктурными словамиосинник, малинник и др.».

Нетрадиционность подходов к изучению словообразовательных средств русского языка еще раз доказывает тот факт, что методика не исчерпала своих возможностей в плане изучения морфем и их типов, а морфемный анализ слов должен стать, по словам С. И. Львовой, не самоцелью, «не разбором в себе», но «средством для понимания тайн слова», его семантики и формально-грамматической структуры [5, с. 15].

В связи с этим следует признать, что в ознакомлении школьников с морфемной и словообразовательной структурой слов, наряду с традиционными аспектами: а) слово как совокупность взаимосвязанных значимых частей — морфем; б) слово как компонент в ряду родственных образований; др., важны нетрадиционные лингвометодические аспекты. Эти аспекты требуют своей дальнейшей разработки относительно методики обучения морфемике и словообразованию в начальной и средней школе:

а) слово как морфемно-членимое/нечленимое и производное/непроизводное образование в современном русском языке;

б) слово как часть речи определенной словообразовательной структуры;

в) слово как реализация определенной словообразовательной модели;

г) слово как член словообразовательного гнезда;

д) слово как представитель того или иного словообразовательного типа.

Среди служебных частей речи с точки зрения производности рассмотрен предлог, причем производность предлогов представлена исключительно в историческом аспекте. Так, сказано, что «производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивая при этом свое лексическое значение и морфологические признаки. Например, предлог путём происходит из существительного путём в творительном падеже предлог благодаря — из деепричастия». Этот материал целесообразно скорректировать: «утрата лексического значения», о которой сказано в приведенном отрывке, означает разрыв семантической мотивированности предлога с его историческим производящим и, в итоге, синхроническую непроизводность. О различии исторической и синхронической производности предлогов см. выше.

Морфе́мика — морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также разделязыкознания, изучающий морфологические модели языка[1]: типы и структуру морфем, их формальные разновидности (морфы) и закономерности расположения морфем в более протяжённых языковых единицах (основах, словоформах). Поскольку аффиксы — грамматические морфемы — относятся к сфере грамматики, морфемика может рассматриваться как часть грамматики, охватывающая аспекты морфологии и словообразования, описывающие аффиксы и выражаемые ими грамматические и словообразовательные значения[2].

Термин «морфемика» не является общепринятым[2] и стал широко применяться не ранее 1970-х гг., когда увидела свет академическая «Грамматика современного русского литературного языка»[3] («Грамматика-70»), однако к тому времени учение о морфемах и некоторые принципы описания морфемного уровня языка уже были известны.

Могут быть выделены следующие подразделы морфемики[2]:

· учение о видах морфем по месту в слове и функции (корень vs. служебные морфемы, или аффиксы: префикс,суффикс, постфикс, интерфикс, инфикс, конфикс, флексия);

· учение о типах выражаемых морфемами значений (лексические, грамматические, словообразовательные значения);

· учение об инвариантах и вариантах языковых единиц морфемного уровня, первые из которых являются представителями вторых в тексте (морф — морфема, словоформа — слово, основа словоформы — основа слова);

· учение о принципах вычленения в словоформах морфов — минимальных единиц, обладающих значением, — и о правилах отождествления алломорфов одной морфемы;

· учение о звуковых изменениях, связанных с сочетаемостью морфем (чередованиях фонем в морфах одной морфемы, усечениях и наращениях основ, поведении ударения);

· учение о моделях фонологической структуры морфов, относящихся к различным классам, и морфной структуры словоформ.

Актуальные проблемы[править | править исходный текст]

В современной морфемике существует ряд дискуссионных вопросов, в числе которых[2]:

· пределы варьирования морфемы, допустимость использования критерия формального сходства для объединения морфов в общий инвариант — морфему;

· допустимость вычленения единиц, не обладающих морфемным статусом (интерфиксов в терминологии Е. А. Земской);

· степени членимости слова на морфемы (обсуждаются в работах М. В. Панова, Е. С. Кубряковой).

3. В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:

— простые слова (у них один корень, таких слов большинство),
— сложные слова (у них две и более основ), такие слова могут писаться через дефис (красно-голубой) или слитно (паровоз — два корня соединены соединительной гласной).

4. Однокоренные (родственные) слова — это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож — сторожевой — сторожить» являются одно-коренными, а слова «сторож и сторожи» — это две разные формы одного и того же слова.

5. ЭТИМОЛОГИЯ — это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Предмет ее изучения — источники и процессы формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава древнейшего периода.

6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Способы образования слов.

1. Морфологические способы (является основными в русском языке):

аффиксация:
— префиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки: заболеть),
— суффиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова суффикса: банщик),
— префиксально-суффиксальный способ (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса: подлокотник);

безаффиксный способ (новое слово образуется без аффикса: гниль, взрыв);
словосложение (новое слово образуется лутвм сложения слов или основв вагон-ресторан, паровоз);
аббревиация (новое слово образуется при помощи сокращения слов: нарком, СССР).
2. Неморфологические способы:

• Морфолого-синтаксический способ (новое слово образуется путем перехода слова в другую часть речи; ср.: дежурный ученик — дежурный по классу).

• Лексико-семантический способ (новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы, например, «мир» как ‘вселенная’ и «мир» как ‘состояние без войны’).

• Лексико-синтаксический способ (новое слово образуется в результате сращения сочетания слов в одну единицу: сейчас — сей час).

Тестовое задание по методике преподавания «Русского языка» в начальной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Методика преподавания русского языка

в начальных классах»

слушатель факультета ДПО

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №49 г.Сочи

г. Москва, 2016 г.

Русский язык с методикой преподавания.

1. Методическая система обучения русскому языку включает следующие компоненты:

Цели, содержание, принципы, методы, приёмы и средства .

2. Выберите правильный вариант ответа. Предметом обучения методики является

б) процесс обучения русскому языку,

в) исследование русского языка.

3. Дополните список дисциплинами, являющихся базовыми для методики преподавания русского языка: языкознание, дидактика, психология, философия .

4. Отметьте фамилию ученого-методиста, определившего закономерности усвоения родной речи:

5. Назовите функции русского языка как предмета изучения в школе: обучающая, развивающая, воспитывающая .

6. Закончите фразу: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование следующих компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной .

7. Отметьте общеметодические принципы обучения русскому языку:

1) связь теории с практикой;

2) взаимосвязь изучения языка и развития мышления;

3) преемственность и перспективность;

5) внимание к языковому материалу;

6) развитие языкового чутья.

8. Отметьте определение, раскрывающее суть понятия «метод обучения»:

а) исходное положение науки, определяющее содержание процесса обучения;

б) способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками.

9. Принципы обучения делятся на общедидактические, частно методические и специфические .

10. Назовите фамилию ученого-методиста, проклассифицировавшего методы обучения по источнику полученных знаний, по степени и характеру участия школьника, по характеру и методу выполнения заданий А.В.Текучёв .

11. Отметьте методы проблемного обучения:

1) слово учителя;

3) эвристическая беседа;

12. Отметьте средства обучения, позволяющие быстро осуществить индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся:

2) упражнения из учебника;

3) сигнальные карточки;

4) дидактические карточки;

13. Отметьте комплекс учебников, где в одном учебном пособии содержатся теоретические сведения, практические упражнения, свдения и упражнения, по развитию речи учащихся:

1) под ред. В.В. Бабайцевой;

2) под ред. Н.М. Шанского;

3) под ред. П.А. Леканта и М.М. Разумовской.

14. Отметьте учебную программу, соответствующую учебному комплексу, в которой основной целью является овладение речевой деятельностью в устной и письменной форме:

1) под ред. Н.М. Шанского;

2) под ред. В.В. Бабайцевой;

3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

15. Отметьте учебный комплекс, где подача материала осуществляется линейным способом:

1) под ред. В.В. Бабайцевой;

2) под ред. Н.М. Шанского;

3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

16. Отметьте виды языкового разбора, не являющиеся грамматическими:

17. Отметьте комплекс учебников с углублённым изучением русского языка, где изучаются сведения, характерные для вузовской программы:

1) Под ред. В.В. Бабайцевой;

2) Под ред. Н.М. Шанского;

3) Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Лекант;

18. Отметьте типы уроков, выделяемых Б.Т. Пановым по ведущему методу обучения:

1. изучение нового материала;

2. контрольный урок;

4. анализ письменных работ;

6. закрепление изученного;

7. развитие речи;

19. Определите структурные элементы, соответствующие уроку объяснения нового материала. Постройте их в последовательности, соответствующей структуре урока:

1. проверка домашнего задания;

2. опрос учащихся;

3. подготовка к восприятию нового материала.

4. объяснение нового материала;

5. первичное закрепление изученного;

6. подведение итогов урока и объяснение домашнего задания;

1) выполнение упражнений повышенной сложности;

6) самостоятельная работа;

20. Какой из диктантов требует объяснения нового материала в процессе написания:

1) «проверяю себя»;

3) письмо по памяти;

4) комментированное письмо;

21. Дополните вид диктанта, где требуется изменение дидактического материала: творческий, выборочный, свободный

22. Пронумеруйте дифференцированные задания по степени сложности:

2. Выборочно-распределительное списывание;

1. Списывание со вставкой;

3. Творческое списывание.

23. Определите тип урока в игровой форме, требующий обязательного использования занимательности:

2) дидактическая игра.

24. Продолжите утверждение: «В настоящее время русский язык как учебный предмет имеет две формы изучения: общеобразовательная и углублённая ».

25. Углублённое изучение русского языка осуществляется по трём направлениям: факультативные курсы, элективные курсы, внеклассная работа.

26. Отметьте формы внеклассной работы, которые относятся к систематическим:

1) вечера русского языка;

3) лингвистическая газета;

27. Уроки, на которых реализуются межпредметные связи с историей, географией, биологией и т.п., называются интегрированные

28. Уроки, на которых совмещаются изучение русского языка и литературы,- это уроки словесности

29. Программа под ред. Н.М. Шанского разработана в соавторстве с М. Т. Барановым и Т.А.Ладыженской

30. В учебном процессе способами подачи изучаемого материала являются индуктивный и дедуктивный

31. Отметьте путь, при котором презентация языкового материала осуществляется индуктивным способом:

1) от частного к общему,

2) от общего к частному.

32. Учебник, наряду с программой, выполняет следующие функции: познавательную, развивающую, воспитательную и систематизирующую

33. Сведения о выдающихся лингвистах, их роли в развитии науки о языке формируют лингвистическую компетенцию.

34. Приём обучения является частью метода, так как определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы.

35. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к теоретическим методам обучения.

36. По классификации Л.П. Федоренко, лингвистический анализ, комментирование текста, творческое задание относится к практическим методам обучения.

37. Отметьте наиболее продуктивную форму опроса учащихся:

38. Эвристическая беседа предполагает пошаговое решение проблемной ситуации.

39. Дополните список уроков нетрадиционной вузовской формы обучения: лекция; семинар; практикум; зачёт .

40. Пропедевтический этап изучения материала – это предваряющий его изучение перед основным курсом.

41. Автором пособия «Русская речь» является Е.И.Никитина

42. По Л.П. Федоренко, в систему упражнений, способствующих формированию речевых навыков учащихся, входят: рецептивные , репродуктивные, продуктивные.

43. Отметьте, чем отличаются уроки обобщающего повторения от уроков закрепления изученного:

2) дидактическими целями;

3) большим количеством самостоятельных и творческих заданий.

44. На уроках развития речи осуществляется формирование коммуникативной компетенции.

45. Развернутый конспект урока соответствует следующему виду планирования учебного процесса:

1) годовое (календарное),

46. Определите вид самостоятельной деятельности учащихся по заданию: «Вставьте в исходный текст подходящие по смыслу слова»:

47. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к словесным методам обучения.

48. Эвристическая беседа и исследовательские методы обучения предполагают создание и решение проблемной ситуации.

49. Современным способом проверки знаний является тестирование .

Методика изучения разделов современного русского языка.

Методика обучения фонетике, графике, лексике и фразеологии.

1. Изучение фонетики является базой для осознанного усвоения звуковой системы языка, овладения орфоэпическими нормами, формирование орфографической зоркости учащихся.

2. Изучение фонетики неразрывно связано с изучением графики .

3. Выразительными средствами звуковой системы русского языка не являются:

4. Задачами изучения лексики и фразеологии не являются:

а) расширение словарного запаса учащихся;

б) обучение работе с орфографическими словарями;

в) работа над толкованием смыслового значения слова;

г) расширение знаний учащихся и языке.

5. В школе изучается три группы лексических понятий, связанных с семантикой, происхождением и употреблением слова.

6. В толковом словаре нельзя определить значение слова:

а) лексическое значение слова,

г) прямое и переносное значение слова.

8.Основными способами толкования лексического значения слова являются описательный, подбор синонимов, контекстуальный

9. Диалектные, профессиональные слова и жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления или неупотребительной.

10.К выразительным средствам языка, построенным на основе переносного значения слова, не относятся:

11. В число лексических ошибок не входит:

1) непонимание лексического значения слова;

2) не различение слов паронимов;

3) употребление слова в разговорной форме;

4) Нарушение лексической сочетаемости слов.

12.Изучение фразеологизмов и лексических понятий способствует формированию не только языковой, но и коммуникативной компетенции учащихся.

13.Постоянное употребление в речи изученных с лексической точки зрения слов способствует формированию словарного запаса:

Методика обучения морфемике и словообразованию

14. На процесс морфемного анализа не влияет:

1) фонетическая структура,

2) морфологические признаки,

3) орфографическое написание,

4) лексическое значение.

15. Теория и практика составления словарей является предметом изучения лингвистической дисциплины:

16. К упражнениям, формирующим лексические умения и навыки не относятся:

1) решение кроссвордов,

2) толкование лексического значения слова,

3) нахождение и исправление лексических ошибок,

4) составление текста по опорным словам.

17. Анализ и разграничение современного и этимологического морфемного состава слова опираются на принцип

Методика обучения морфологии и синтаксису

25. К частям речи с однозначной морфологической характеристикой не относятся:

4) категория состояния.

26. Правильному орфографическому написанию производным предлогов способствует сопоставление их с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, и определение их синтаксической роли в предложении.

27. К осложняющим элементам простого предложения, не являющимися членами предложения, не относятся:

4) вводные слова и словосочетания.

Методика овладения орфографией и пунктуацией

28. Овладение орфографическими и пунктуационными правилами в объёме, определённом школьной программой называется относительной грамотностью.

29. Специфика орфографии заключается в том, что она не изучается как самостоятельный раздел, базовые знания рассредоточены по курсу 5-7 классов.

30. К небуквенному типу орфографии относятся дефис, черточка, пробел и апостроф.

31. Умение видеть орфограммы в слове называется орфографической зоркостью

32. Определение морфемы (место орфограммы в слове) и её окружения называется опознавательными признаками орфограммы.

33. Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания, называется пунктуацией

34. Знаки препинания разделяются на две основные группы: отделяющие и выделяющие .

35. К принципам русской пунктуации не относится

36. Ошибки по орфографии классифицируются как грубые, негрубые, повторяющиеся и однотипные

37. Соотнесите оценку с количеством орфографических и пунктуационных ошибок:

4 — более 9 орфографических ошибок, — 1

3 — 0\0,1\0,01 (негрубые), — 5

39. Выделите разделы языка, с которыми орфография не изучается как сопутствующий курс:

41. Исключение из правил относятся к негрубым ошибкам.

42. Методика графики, орфографии и пунктуации являются областью методики преподавания русского языка, именуемой грамматика .

Методика развития речи учащихся.

43.Овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение видам речевой деятельности являются важнейшими аспектами развития речи учащихся.

44.Результатом связной речевой деятельности учащихся является текст .

45.Признаками текста как речевой данности являются:

1) смысловая целостность,

2) грамматическая взаимосвязь,

45. Выберите определение, соответствующее понятию «развитие речи»:

1) процесс овладения языковыми умениями и навыками,

2) изучение системы языковых разделов,

3) процесс формирования коммуникативной компетенции.

46. Овладение нормами русского литературного языка не включает изучение:

1) коммуникативно значимых норм,

2) присущей молодёжному слэнгу лексики,

3) норм, часто нарушаемых носителями родного языка,

4) норм, относящихся к безусловно принятым.

47. Какой вид упражнения не соответствует работе над речевыми нормами:

1) анализ художественного текста,

2) сопоставительный анализ нормы и её нарушений,

3) замена ошибочных вариантов.

48. Обучения разным видам речевой деятельности включает:

1) смысловое восприятие текста,

2) анализ текста, создание текста и редактирование написанного.

49. К источникам пополнения словарного запаса учащихся не относится:

б) молодежный слэнг,

50. К какому из типов речи подходит определение – «изображение картины мира в причинно-следственных связях»:

51. В каком типе изложения требуется краткая передача содеожания исходного текста:

2) близкое к тексту,

4) с языковым анализом.

52.Какой аспект изучения стилистики является основным в школьном курсе русского языка:

1) функциональная стилистика,

2) практическая стилистика,

3) язык художественной литературы.

53. Учет следующих положений: с кем, где и о чём говоришь – соответствует понятию речевая ситуация.

54. Распределите очередность изучения стилей речи в школьном курсе

55. Основной целью овладения эстетической функцией языка является изучение изобразительно-выразительных средств языка.

56. В область преподавания русского языка, изучающую языковую систему включаются следующие разделы: методика фонетики, лексики и фразеологии , словообразования, морфологии, синтаксиса.

Углублённое изучение русского языка.

57. Внеклассная работа прежде всего направлена на формирование познавательного интереса учащихся к предмету.

58. Урок-лекция по дидактическим целям соответствует следующим традиционным урокам: объяснения и закрепления .

59. Содержание урока-лекции может быть зафиксировано в тетради в виде: сложного плана, тезисов , схем, таблиц.

60. Проблемная задача, поставленная на уроке исследования, традиционно строится на основе лингвистического эксперимента .

61. Основу урока-семинара составляют доклады учащихся.

62. Игровыми разновидностями урока-семинара являются заседания, конференция, конгресс, суд .

63. Разновидностью урока-практикума, направленной на активизацию познавательной деятельности школьников, является деловая игра .

64. Урок-зачёт совмещает функции уроков обобщения и контроля.

65. Формированию умения вести научный спор способствует урок – дискуссия .

66. Одной из важнейших составляющих овладения культурой речи учащихся является речевой этикет .

67. Школа с малым количеством учащихся, где процесс обучения требует особых форм его организации, называется малокомплектной .

68. Новые педагогические технологии в преподавании русского языка включают модульное обучение дистанционное обучение и метод технологии проектов .

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 800 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 321 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 326 человек из 66 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Урок по творчеству М.А.Шолохова

Презентация к уроку по творчеству М.А.Шолохова

Литературная гостиная по творчеству С. Есенина «Он поэт родной земли»

Материалы к итоговому сочинению по направлению «ОПЫТ И ОШИБКИ»

«Мой любимый край». Сочинение по русскому языку. Ученицы 5 класса.

Использование технологии проектного обучения на упроках рууского языка как средства повышения эффективности образовательного процесса

Материалы к итоговому сочинению по направлению «ПОБЕДА и ПОРАЖЕНИЕ».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5295742 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://pandia.ru/text/80/282/98405.php

http://infourok.ru/testovoe-zadanie-po-metodike-prepodavaniya-russkogo-yazika-v-nachalnoy-shkole-1392193.html