Анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек

Олимпиадный тренинг «Морфемная структура слова с современной и исторической точек зрения»

Цель: научить выявлять несоответствия морфемной структуры слова с точки зрения современного русского языка и истории

I.

А) Русский язык – явление живое, развивающееся, в ходе исторического развития язык меняет свой облик: слова могут менять свое значение, звучание, менять внутреннюю и внешнюю форму, не обошло это и морфемную структуру.

Б) Кроме того, интересен русский язык и с точки зрения его словарного состава. Это и общеславянский слова (V–VI в.), и восточнославянские (древнерусские) (XI–XIV в), и собственно русские слова (с XIV в.). Эти языки взаимодействуют между собой, происходит взаимопроникновение, взаимное влияние. Особое место занимают заимствования из старославянского языка (10), которые подверглись с течением времени звуковому и грамматическому влиянию со стороны русского языка, отсюда церковнославянский язык. См. Словарь М.Фасмера.

II.

1. Даны русские слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, оболочка, поладить, увлечение, уложить. Среди них имеются три слова, восходящие к одному и тому же общеславянскому корню. Найдите их.
(владыка (бладыка – ц-с) – владеть (обладать) – волость/власть (область))

2. На несоответствии морфемной структуры с точки зрения современного русского языка и истории (этимологии) строятся многие олимпиадные задания – см. лексическое значение

Неделя (ничего не делали) – неделя – неделя
Дар (дати, даровать) – дардар
Пир (пити – пировать) – пирпир
Жир (жить) – жиржир
Внезапно (запа (ожидание, надежда), западня) – внезапно – внезапно
Заядлый (еда) – заядлый – заядлый
Позвонок (звено) – позвонок – позвонок
Внутрь (утрь – утроба, нутро) – внутрь – внутрь
Внушать (в ухо) – внушать – внушать

III.

1. Произведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения

Упрек – о / у-прек-ъ (корень тот же, что и в словах переч-ить, по-перек; неполногласный вариант: прек -ословить, во-прек-и)
Не-одол-им-ый / не-о-дол-им-ый (корень тот же, что и в словах доля, делить; одолеть – взять долю, часть, счастье; неодолимый – то, что нельзя разделить, чем можно овладеть)
Обыч-н-ый / о-быч-н-ый *об-выч-н-ый (корень тот же, что и в словах при-выч-к-а, на-вык)
Прият-н-ый / при-я-т-н-ый (корень тот же, что и в словах вз-я-ть, по-(н)я-ть, при-(н)я-ть)
Намек – о / на-мек-ъ (корень тот же, что и в словах с-мек-а-ть, с-мек-а-л-к-а, ку-мек-а-ть)

2. Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам: лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, луковица, лучина, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше

А) лукавый, излучина, лукоморье, лукошко, лучник – восходят к корню лук со значением изгиба, кривизны;
Б) лучевой, лучезарный лучина, лучистый – восходят к корню луч со значением испускания света
В) случай, получка, лучше – восходят к корню луч со значением метко бросать, попадать, получать
Г) луковица – восходит к корню лук со значением растение

Олимпиада для 9 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Олимпиада по русскому языку

Задание №1 (5баллов)

Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

Расставьте ударение в словах:

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.

Задание №3 (4балла)

Поспорили две ученицы:

— Глагол говорите изъявительного наклонения,- утверждала одна.

— Нет, повелительного наклонения,- не соглашалась вторая.

Каков правильный ответ.

Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения: внушить, прихотливый.

Являются ли этимологически родственными слова

крыть- крыло- крыльцо- крыша ? Объясните.

Угадайте слово по толкованию его лексического значения:

а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;

б) краткий перерыв между действиями спектакля;

в)изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;

г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

Объясните значение заимствованных слов: дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой.

Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.

Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.

Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). Объясните.

1.Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

2.Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

3.Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

4.Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

Задание №12 (6баллов)

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности?

В каком предложении неправильно названа грамматическая основа?

1.Всё в городе было ново и непривычно.

2.Главное сейчас — не сидеть сложа руки.

3.На минуту солнце закрыло большое облако.

4.Кто бы мог поверить в такие чудеса.

Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.

Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап. ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл. вах чу…твуя пр. бл. жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш. м воздухе (не,ни)слышно н. сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л. гушки.

Ключи к варианту 1

Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой.

Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.

Обе ученицы правы. Вне текста глагол «говорите» можно рассматривать как глагол изъявительного наклонения, 2лица, множественного числа, -ите- личное окончание глагола 2 спряжения- (вы говорите) и как глагол повелительного наклонения (говорите громче),где -и-суффикс повелительного наклонения, те- окончание 2лица множественного числа

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:

Современный разбор————Историческое членение

Внуш-и-ть вн-уш-и-ть(этимологическое значение

Прихот-лив-ый при-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах

при-хот-ь, хот-е-ть, похоть)

Корень «кры» отчётливо проявляется в каждом из слов рассматриваемой группы. Все слова являются производными от древнего «крыти» с тем же значением, что и в современном слове «крыть». Слово «крыльцо» (древняя форма «крыльце») первоначально было уменьшительно-ласкательным образованием от крыла.

А) авантюризм, б)антракт, в) гротеск, г) эпитет.

Дюйм- английская мера длины; куркума- травянистое растение семейства имбирных; курсив- наклонный типографский шрифт, близкий к рукописному по начертанию; реликвия- свято хранимые как память о прошлом вещи; фетиш- предмет слепого поклонения; купюра- сокращение, изъятие текста; гобой- деревянный духовой музыкальный инструмент.

А)так, как получится, случится;

б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;

в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;

г) ничем не выделяющийся, посредственный человек.

а)наречие; б)наречие; в)предлог; г)союз; д)наречие; е)предлоги; ж)наречие.

4.Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется.

Разделительный твёрдый знак.

Предложение 3 – облако закрыло.

Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.

Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, поименный, обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение, медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить.

Определите, в каких словах пишется буква «э»:

а)д..т…ктор г)пиру…т(в танце) ж)трёх. тажный

б)про…кт д)фуж…р з)с…кономить

в)уд…гейцы е)ду…ль и) кар…

Разбейте слова на морфемы: таможенник, оправдательный, осетрина, баллотировать, подъездной, преуменьшать, царственность.

В каких случаях на месте пропуска произносится [ э ],а в каких [ о ]?

Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный, ман…вры.

Задание №5 (4балла)

Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение.

Счастливые часов не наблюдают. Во всех ты, душенька, нарядах хороша!

Со щитом или на щите.

Перекуём мечи на орала.

Задание №6 (5баллов)

Есть ли родственная связь между словами мир и милый?

Задание №7 (10 баллов)

Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:

Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.

Задание №8 (10баллов)

« Да, так-с! Ужасные бестии эти азиаты…» (М.Ю.Лермонтов)

«…Он дамам к ручке не подходит;

Иль нет-с». Таков был общий глас. (А.С.Пушкин)

«Василий-су! Отведай сего царского брашна!» (А.К.Толстой)

«Никита-ста! Царь-государь жалует тебя чашей со своего стола» (А.К.Толстой)

«С» «су» «ста» — эти «приговорки» называются «словоерсами»

Что они обозначают? Что обозначает слово «словоерс»?

Задание №9 (3балла)

Определите, какие среди данных слов являются именами существительными одушевлёнными: платье, жизнь, сын, мертвец, труп, народ, семья, душа, кукла, круп, щенок, толпа, урод, общество, отряд, утопленник, брат, гость.

Задание №10 (4балла)

Определите, какими членами предложения являются выделенные наречия.

1.На завтрак были поданы яйца вкрутую.

2.По мосту пришлось ехать шагом.

3.Туфли пришлись впору.

4. У Марфы все дочери уже замужем.

5.Дом слева оказался музеем.

6.Она попросила посетителя быть вежливым к продавцам.

7.Сверху и снизу бежала вода.

8.Его приезд весьма некстати.

Задание №11 (5баллов)

Восстановите стихотворную строфу по перепутанным строкам, в которых все слова даны в начальной форме, расставьте знаки препинания.

Много, я, час Прилечь, между, высокий, трава

Бежать, и, наконец, устав Прислушиваться, погоня, нет

Задание №12 (1балл)

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1)мы немедленно начали репетировать.

2)оказалось, что там слишком много ролей.

3)началось распределение ролей.

4)была назначена первая репетиция.

Задание №13 (5баллов)

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.

Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом.

Задание №14 (4балла)

Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Найдите ошибки, напишите предложения в исправленном виде.

1.Благодаря ненастью транспорт в городе остановился.

2.Абитуриент рассказал свою автобиографию.

3.В декабре более чаще идёт снег.

4.Врач выписал Ирине порошок для головной боли.

Задание №15( 15баллов)

По данному началу создайте текст в публицистическом стиле. Обоснуйте мысль, содержащуюся в первом предложении.

Я уверен, что для полного овладения русским языком , для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из- под куста лещины.

Ключи к варианту 2

СлИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть.

Таможен-н-ик, о-правд-а-тельн-ый, осетр-ин-а, баллот-иров-а-ть, подъ-езд-н-ой, пре- у- мень-ш-а-ть, цар-ств-енн-ость.

[ э ] – гололедица, опека, афера

[ о ] – безнадёжный, манёвр

1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С.Грибоедов «Горе от ума»

2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф.Богдановича «Душенька»

3.Оказаться победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щите .

4.Сменить войну на мир. «Орало» — соха

Слово ми-р образовано от слова ми-лый. Древний корень ми является корнем индоевропейского характера и первично имел значение « нежность, радость, удовольствие» (См. словарь Шанского Н.М.)

Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.

«С» — всё, что язык сохранил от слова «государь». «Государь» превратился в «сударь»; «сударь»- в «су»; «су» в «с».

«Ста» — придавало обращению вежливость и почтительность и обозначало «пожалуй, старый» («пожалуй, награди меня такой милостью твоей») —

Буква «С» в старославянской азбуке носила название «слово», сочетание из неё и «ера» в народе получило имя «словоер». «Словоерс» буквально значит: «эс да ер будет «с». (УспенскийЛ.В. «Слово о словах»)

Сын, урод, утопленник, брат, гость, щенок.

1-определение; 2-обстоятельство; 3-сказуемое; 4-сказуемое;

5-определение; 6-дополнение; 7-обстоятельство; 8-сказуемое.

Бежал и, наконец, устав,

Прилёг между высоких трав;

Прислушался: погони нет.

Что написано пером, не вырубишь топором.

В данных предложениях допущены стилистические ошибки.

1.Из-за ненастья транспорт в городе остановился.

2.Абитуриент рассказал автобиографию.

3.В декабре чаще идёт снег.

4.Врач выписал Ирине порошок от головной боли.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 804 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 324 человека из 66 регионов

  • Давлетханова Айсылу РафитовнаНаписать 1045 31.10.2016

Номер материала: ДБ-304353

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    31.10.2016 521
    31.10.2016 406
    31.10.2016 1673
    31.10.2016 461
    31.10.2016 2411

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике

Время чтения: 2 минуты

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек

Олимпиада по русскому языку. 9 класс. Ответы.

Какие согласные произносил А.А.Фет на конце слов друг и недуг в стихотворении «Тополь»?

Сады молчат. Унылыми глазами

С унынием в душе гляжу вокруг;

Последний лист разметан под ногами.

Последний лучезарный луч потух.

Лишь один над мёртвыми степями

Таишь, мой тополь, смертный свой недуг

И, трепеща по-прежнему листами,

О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями

И осени тлетворный веет дух;

С подъятыми ты к небесам ветвями

Стоишь один и помнишь теплый юг.

В первой и третьей строфе рифмуются слова вокруг-потух и дух-юг – на основании этого можно сделать вывод о том, что А.А.Фет на произносил в конце слова на месте «г» звук [х].

За правильный ответ – 4 балла.

Найдите и исправьте орфографические и пункутационные ошибки в тексте.

Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа кажеться бедной и не сколько не разнообразной. Не бросская, но какая-то сосредоточеная, и сразу нерасскрывающаяся красота ее вызывает не повторимое, долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость, страстно манет далью еше почти непротореных дорог.

Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько не разнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточеная и сразу не раскрывающаяся красота ее вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящий грусти. Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, страстно манит далью еше почти не проторенных дорог.

Максимальный оценка 5 баллов за абсолютно грамотный текст. Текст с 1-ой ошибкой – 4 балла, с 2-мя – 3 балла, с 4-мя – 2 балла, с 5-ю – 1 балл, с 6-ю и более – 0 баллов. Орфографические и пунктуационные ошибки имеют одинаковое достоинство.

В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:

И внял я неба содроганье,

И горних ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?

Дольний (от дол, ‘низ’) вообще означает ‘нижний’, но здесь его надо понимать как ‘земной’. Прозябание — ‘произрастание’. Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения.

Таким образом всё выражение буквально означает ‘произрастание земной поросли’: т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава.

Эти слова — церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.

По 1 баллу за верное объяснение каждого из трёх слов, 2 балла за указание их стилистических особенностей.

В русском языке встречаются две формы множественного числа от существительного опёнок: опёнки и опята. Какая из этих форм является исторически правильной? Чем можно объяснить возникновение иной, исторической неправильной, формы?

1) Опёнки. 2) Слово опёнок происходит от слова пень. Соответственно его морфемное членение таково: о-пён-ок. Однако по своему «внешнему облику» это слово оказывается похоже на существительные, образованные суффиксом -онок- (которые обозначают детёнышей разных животных): котёнок, ягнёнок, мамонтёнок, поросёнок. Слово опёнок начинает мыслиться аналогично с этими формами (приобретая членение оп-ёнок), и поэтому носителям русского языка так и хочется образовать множественное число от него с чередованием суффикса -онок-/-ят-: котёнок : котята = опёнок : опята. 3) Следует отметить, что аналогия с рядом слов -онок- возможна не только по формальной причине, но и по семантической: грибы опёнки, растущие семьями, вполне могут укладываться в идею детёнышей, что ещё более упрочняет эту аналогическую связь.

1 балл за ответ на первый вопрос, 3 балла за ответ на второй вопрос, 2 балла за ответ на третий вопрос.

В современном русском языке слово тучный встречается в значении ‘жирный, упитанный, богатый’. Однако в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает?

Тучный – от туча; это слово означало также ‘дождь, ливень’. Таким образом, тучные капли – это дождевые капли, речь идёт о дожде.

За правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 2 балла; максимальный балл – 5.

Внимательно прочитайте предложение из текста, размещенного в вагоне метро:

Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится по команде машиниста, переданной по громкой связи через двери вагона.

Определите тип ошибки, запишите предложение в исправленном виде.

Нарушен порядок слов, что привело к искажению содержания.

Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится через двери вагона по команде машиниста, переданной по громкой связи.

За правильный ответ максимально – 4 балла:

— назван тип ошибки — 1балл;

— записано предложение в исправленном виде – 3 балла.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: поодаль, бездарь, живость, зараза.

по-о-даль; приставка о- та же, что и в словах окрест, около, обок

без-да-рь; корень да тот же, что и в глаголе дать; -рь- суфф. со значение лица, ср.: звонарь, рыбарь, писарь

жи-в-ость: жи-ть > жи-в > жи-в-ой > жи-в-ость; ср.: рез-в-ый, трез-в-ый, черст-в-ый

за-раз-а; ср. заразить, поразить

По 1 баллу за каждое правильно разделенную на морфемы основу слова.

Какой эффект создает переосмысление фразеологизма в стихотворении И. Бродского? Восстановите фразеологизм.

звонят из-за угла

И дом мой маскарадный

под козырек парадной

берет мой призрак.

Стилистический эффект заключен в буквальном переосмыслении компонентов фразеологизма брать под козырек, и особенно ощутимым он становится на фоне контекста, не перегруженного иными стилистическими приемами.

2 балла за объяснение, 1 балл за восстановление фразеологизма.

Укажите, показателем каких форм имён существительных является нулевое окончание. Приведите примеры.

1 родительный падеж множественного числа существительных женского рода 1-го склонения

2 винительный падеж множественного числа одушевленных существительных женского рода 1-го склонения

3 именительный падеж единственного числа существительных мужского рода 2-го склонения

4 винительный падеж единственного числа неодушевленных существительных мужского рода 2-го склонения

5 родительный падеж множественного числа существительных мужского рода 2-го склонения

6 винительный падеж множественного числа одушевленных существительных мужского рода 2-го склонения

7 родительный падеж множественного числа существительных среднего рода 2-го склонения

8 именительный падеж единственного числа существительных женского рода 3-го склонения

9 винительный падеж единственного числа существительных женского рода 3-го склонения

10 родительный падеж множественного числа существительных среднего рода на -мя

Максимальный балл – 10 (по 1 баллу за каждую форму).

Какое значение (отрицательное или утвердительное) содержит в себе предложение А почему бы и не так? Если в нём выражается не отрицание, то почему пишется НЕ, а не НИ? Приведите аналогичные примеры.

В вопросе содержится общий утвердительный смысл, однако это не препятствует употреблению в нём отрицательной частицы НЕ. Некоторые вопросительные и восклицательные предложения, несмотря на наличие в них отрицательной частицы, могут не иметь отрицательного смысла: значение этих предложений в большей степени зависит от тех местоимений, наречий, частиц, которыми сопровождается вопрос или восклицание. К таким словам в условиях определённого контекста принадлежат слова КТО, ЧТО, ЧЕМ, КАК, ПОЧЕМУ и т.п. Например: Кто прежней Тани, бедной Тани теперь в княгине б не узнал (А.Пушкин).

1) В вопросе содержится общий утвердительный смысл, однако это не препятствует употреблению в нём отрицательной частицы НЕ – 1 балл.

2) Некоторые вопросительные и восклицательные предложения, несмотря на наличие в них отрицательной частицы, могут не иметь отрицательного смысла: значение этих предложений в большей степени зависит от тех местоимений, наречий, частиц, которыми сопровождается вопрос или восклицание. К таким словам в условиях определённого контекста принадлежат слова КТО, ЧТО, ЧЕМ, КАК, ПОЧЕМУ и т.п. – 1 балл.

3) Примеры – 1 балл.

Из какого словаря мог быть взят следующий ряд пар слов?

Мутаситься-Накучить. Накучкать-Негоразд. Негораздый-Обвива. Обвивень-Одалбливать. Одале-Осеть. Осець-Отчураться. Отчурить-Первачок.

Каков принцип их расположения? Для чего, по Вашему мнению, предназначены такие словари? В чем их ценность?

Этот ряд слов взят из диалектного словаря русского языка.

Каков принцип их расположения?

1. Расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.

2. Эти пары показывают разбивку по выпускам какого-то большого словаря

3. Это выпуски большого словаря русского языка, идущие подряд.

Для чего предназначены такие словари? В чем их ценность?

4. Такие словари описывают диалектную или региональную лексику, то есть специфические слова территориальных русских говоров. Эта лексика важна для реконструкции локальной культуры и истории, а также для истории русского языка в целом.

5. Большой сводный академический называется: «Словарь русских народных говоров», вып. 19/25.

1. фиксация того, что расположение этих слов соответствует алфавитному порядку (1 балл).

2. Эти пары слов показывают разбивку по выпускам какого-то большого словаря (1 балл)

3. Это выпуски большого словаря русского языка, идущие подряд (1 балл).

4. Такие словари описывают диалектную или региональную лексику, то есть специфические слова территориальных русских говоров. Эта лексика важна для реконструкции локальной культуры и истории, а также для истории русского языка в целом (1 балл).

5. Большой сводный академический называется «Словарь русских народных говоров» (это вып. 19/25) (1 балл).

За детальную характеристику «Словаря русских народных говоров» — дополнительный балл.


источники:

http://infourok.ru/olimpiada-dlya-klassa-1304622.html

http://www.seznaika.ru/russkiy/olimpiada/2741—9