Анализ морфемной структуры слова с современной и исторической

Олимпиадный тренинг «Морфемная структура слова с современной и исторической точек зрения»

Цель: научить выявлять несоответствия морфемной структуры слова с точки зрения современного русского языка и истории

I.

А) Русский язык – явление живое, развивающееся, в ходе исторического развития язык меняет свой облик: слова могут менять свое значение, звучание, менять внутреннюю и внешнюю форму, не обошло это и морфемную структуру.

Б) Кроме того, интересен русский язык и с точки зрения его словарного состава. Это и общеславянский слова (V–VI в.), и восточнославянские (древнерусские) (XI–XIV в), и собственно русские слова (с XIV в.). Эти языки взаимодействуют между собой, происходит взаимопроникновение, взаимное влияние. Особое место занимают заимствования из старославянского языка (10), которые подверглись с течением времени звуковому и грамматическому влиянию со стороны русского языка, отсюда церковнославянский язык. См. Словарь М.Фасмера.

II.

1. Даны русские слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, оболочка, поладить, увлечение, уложить. Среди них имеются три слова, восходящие к одному и тому же общеславянскому корню. Найдите их.
(владыка (бладыка – ц-с) – владеть (обладать) – волость/власть (область))

2. На несоответствии морфемной структуры с точки зрения современного русского языка и истории (этимологии) строятся многие олимпиадные задания – см. лексическое значение

Неделя (ничего не делали) – неделя – неделя
Дар (дати, даровать) – дардар
Пир (пити – пировать) – пирпир
Жир (жить) – жиржир
Внезапно (запа (ожидание, надежда), западня) – внезапно – внезапно
Заядлый (еда) – заядлый – заядлый
Позвонок (звено) – позвонок – позвонок
Внутрь (утрь – утроба, нутро) – внутрь – внутрь
Внушать (в ухо) – внушать – внушать

III.

1. Произведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения

Упрек – о / у-прек-ъ (корень тот же, что и в словах переч-ить, по-перек; неполногласный вариант: прек -ословить, во-прек-и)
Не-одол-им-ый / не-о-дол-им-ый (корень тот же, что и в словах доля, делить; одолеть – взять долю, часть, счастье; неодолимый – то, что нельзя разделить, чем можно овладеть)
Обыч-н-ый / о-быч-н-ый *об-выч-н-ый (корень тот же, что и в словах при-выч-к-а, на-вык)
Прият-н-ый / при-я-т-н-ый (корень тот же, что и в словах вз-я-ть, по-(н)я-ть, при-(н)я-ть)
Намек – о / на-мек-ъ (корень тот же, что и в словах с-мек-а-ть, с-мек-а-л-к-а, ку-мек-а-ть)

2. Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам: лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, луковица, лучина, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше

А) лукавый, излучина, лукоморье, лукошко, лучник – восходят к корню лук со значением изгиба, кривизны;
Б) лучевой, лучезарный лучина, лучистый – восходят к корню луч со значением испускания света
В) случай, получка, лучше – восходят к корню луч со значением метко бросать, попадать, получать
Г) луковица – восходит к корню лук со значением растение

Олимпиада для 9 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Олимпиада по русскому языку

Задание №1 (5баллов)

Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

Расставьте ударение в словах:

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.

Задание №3 (4балла)

Поспорили две ученицы:

— Глагол говорите изъявительного наклонения,- утверждала одна.

— Нет, повелительного наклонения,- не соглашалась вторая.

Каков правильный ответ.

Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения: внушить, прихотливый.

Являются ли этимологически родственными слова

крыть- крыло- крыльцо- крыша ? Объясните.

Угадайте слово по толкованию его лексического значения:

а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;

б) краткий перерыв между действиями спектакля;

в)изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;

г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

Объясните значение заимствованных слов: дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой.

Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.

Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.

Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). Объясните.

1.Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

2.Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

3.Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

4.Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

Задание №12 (6баллов)

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности?

В каком предложении неправильно названа грамматическая основа?

1.Всё в городе было ново и непривычно.

2.Главное сейчас — не сидеть сложа руки.

3.На минуту солнце закрыло большое облако.

4.Кто бы мог поверить в такие чудеса.

Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.

Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап. ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл. вах чу…твуя пр. бл. жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш. м воздухе (не,ни)слышно н. сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л. гушки.

Ключи к варианту 1

Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой.

Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.

Обе ученицы правы. Вне текста глагол «говорите» можно рассматривать как глагол изъявительного наклонения, 2лица, множественного числа, -ите- личное окончание глагола 2 спряжения- (вы говорите) и как глагол повелительного наклонения (говорите громче),где -и-суффикс повелительного наклонения, те- окончание 2лица множественного числа

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:

Современный разбор————Историческое членение

Внуш-и-ть вн-уш-и-ть(этимологическое значение

Прихот-лив-ый при-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах

при-хот-ь, хот-е-ть, похоть)

Корень «кры» отчётливо проявляется в каждом из слов рассматриваемой группы. Все слова являются производными от древнего «крыти» с тем же значением, что и в современном слове «крыть». Слово «крыльцо» (древняя форма «крыльце») первоначально было уменьшительно-ласкательным образованием от крыла.

А) авантюризм, б)антракт, в) гротеск, г) эпитет.

Дюйм- английская мера длины; куркума- травянистое растение семейства имбирных; курсив- наклонный типографский шрифт, близкий к рукописному по начертанию; реликвия- свято хранимые как память о прошлом вещи; фетиш- предмет слепого поклонения; купюра- сокращение, изъятие текста; гобой- деревянный духовой музыкальный инструмент.

А)так, как получится, случится;

б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;

в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;

г) ничем не выделяющийся, посредственный человек.

а)наречие; б)наречие; в)предлог; г)союз; д)наречие; е)предлоги; ж)наречие.

4.Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется.

Разделительный твёрдый знак.

Предложение 3 – облако закрыло.

Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.

Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, поименный, обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение, медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить.

Определите, в каких словах пишется буква «э»:

а)д..т…ктор г)пиру…т(в танце) ж)трёх. тажный

б)про…кт д)фуж…р з)с…кономить

в)уд…гейцы е)ду…ль и) кар…

Разбейте слова на морфемы: таможенник, оправдательный, осетрина, баллотировать, подъездной, преуменьшать, царственность.

В каких случаях на месте пропуска произносится [ э ],а в каких [ о ]?

Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный, ман…вры.

Задание №5 (4балла)

Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение.

Счастливые часов не наблюдают. Во всех ты, душенька, нарядах хороша!

Со щитом или на щите.

Перекуём мечи на орала.

Задание №6 (5баллов)

Есть ли родственная связь между словами мир и милый?

Задание №7 (10 баллов)

Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:

Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.

Задание №8 (10баллов)

« Да, так-с! Ужасные бестии эти азиаты…» (М.Ю.Лермонтов)

«…Он дамам к ручке не подходит;

Иль нет-с». Таков был общий глас. (А.С.Пушкин)

«Василий-су! Отведай сего царского брашна!» (А.К.Толстой)

«Никита-ста! Царь-государь жалует тебя чашей со своего стола» (А.К.Толстой)

«С» «су» «ста» — эти «приговорки» называются «словоерсами»

Что они обозначают? Что обозначает слово «словоерс»?

Задание №9 (3балла)

Определите, какие среди данных слов являются именами существительными одушевлёнными: платье, жизнь, сын, мертвец, труп, народ, семья, душа, кукла, круп, щенок, толпа, урод, общество, отряд, утопленник, брат, гость.

Задание №10 (4балла)

Определите, какими членами предложения являются выделенные наречия.

1.На завтрак были поданы яйца вкрутую.

2.По мосту пришлось ехать шагом.

3.Туфли пришлись впору.

4. У Марфы все дочери уже замужем.

5.Дом слева оказался музеем.

6.Она попросила посетителя быть вежливым к продавцам.

7.Сверху и снизу бежала вода.

8.Его приезд весьма некстати.

Задание №11 (5баллов)

Восстановите стихотворную строфу по перепутанным строкам, в которых все слова даны в начальной форме, расставьте знаки препинания.

Много, я, час Прилечь, между, высокий, трава

Бежать, и, наконец, устав Прислушиваться, погоня, нет

Задание №12 (1балл)

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1)мы немедленно начали репетировать.

2)оказалось, что там слишком много ролей.

3)началось распределение ролей.

4)была назначена первая репетиция.

Задание №13 (5баллов)

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.

Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом.

Задание №14 (4балла)

Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Найдите ошибки, напишите предложения в исправленном виде.

1.Благодаря ненастью транспорт в городе остановился.

2.Абитуриент рассказал свою автобиографию.

3.В декабре более чаще идёт снег.

4.Врач выписал Ирине порошок для головной боли.

Задание №15( 15баллов)

По данному началу создайте текст в публицистическом стиле. Обоснуйте мысль, содержащуюся в первом предложении.

Я уверен, что для полного овладения русским языком , для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из- под куста лещины.

Ключи к варианту 2

СлИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть.

Таможен-н-ик, о-правд-а-тельн-ый, осетр-ин-а, баллот-иров-а-ть, подъ-езд-н-ой, пре- у- мень-ш-а-ть, цар-ств-енн-ость.

[ э ] – гололедица, опека, афера

[ о ] – безнадёжный, манёвр

1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С.Грибоедов «Горе от ума»

2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф.Богдановича «Душенька»

3.Оказаться победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щите .

4.Сменить войну на мир. «Орало» — соха

Слово ми-р образовано от слова ми-лый. Древний корень ми является корнем индоевропейского характера и первично имел значение « нежность, радость, удовольствие» (См. словарь Шанского Н.М.)

Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.

«С» — всё, что язык сохранил от слова «государь». «Государь» превратился в «сударь»; «сударь»- в «су»; «су» в «с».

«Ста» — придавало обращению вежливость и почтительность и обозначало «пожалуй, старый» («пожалуй, награди меня такой милостью твоей») —

Буква «С» в старославянской азбуке носила название «слово», сочетание из неё и «ера» в народе получило имя «словоер». «Словоерс» буквально значит: «эс да ер будет «с». (УспенскийЛ.В. «Слово о словах»)

Сын, урод, утопленник, брат, гость, щенок.

1-определение; 2-обстоятельство; 3-сказуемое; 4-сказуемое;

5-определение; 6-дополнение; 7-обстоятельство; 8-сказуемое.

Бежал и, наконец, устав,

Прилёг между высоких трав;

Прислушался: погони нет.

Что написано пером, не вырубишь топором.

В данных предложениях допущены стилистические ошибки.

1.Из-за ненастья транспорт в городе остановился.

2.Абитуриент рассказал автобиографию.

3.В декабре чаще идёт снег.

4.Врач выписал Ирине порошок от головной боли.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 804 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 324 человека из 66 регионов

  • Давлетханова Айсылу РафитовнаНаписать 1042 31.10.2016

Номер материала: ДБ-304353

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    31.10.2016 521
    31.10.2016 406
    31.10.2016 1673
    31.10.2016 461
    31.10.2016 2411

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Морфемный состав слова современный и исторический: пример. Исторические изменения в морфемном составе слова

Морфемный состав слова в ходе развития языка не всегда оставался неизменным. Исторические трансформации, произошедшие в языке, сильно отразились на основах. Морфемный состав менялся в результате действия определенных процессов, о которых мы и поговорим в этой статье.

Историческое изменение основы

Основным элементом словообразования в современном русском языке является основа, как производная, так и непроизводная. Способ ее образования в ходе истории развития языка претерпевал изменения. А в некоторых случаях менялся даже морфемный состав слова. В основе утратили свое значение многие морфемы. Приведем пример. В основе слова запад ранее морфема за- имела значение приставки. В ходе истории она его утратила. Таким образом, основа превратилась в непроизводную.

Подробнее об изменении морфемного состава

Не обязательно в ходе истории менялся морфемный состав слова, как в приведенном выше примере. Только в отдельных случаях можно говорить об этом. В современном языке многие слова членятся на морфемы таким же образом, как в прошлом. Но сегодня имеется немало примеров того, когда они теряют связь с первоначальной основой, от которой образовались. Кроме того, может быть так, что слово начинает соотноситься лишь с частью производящей основы, а не целиком с ней. Морфемный состав в этих случаях изменился. Расскажем о причинах, по которым происходят подобные трансформации.

Причины изменения морфологического состава

Во-первых, лексические значения основ, соотносимых раньше как производящая и производная, становятся другими. К примеру, в русском языке сегодня отсутствует семантическая соотносительность таких слов, как крыльцо (часть дома) и крыло (птицы), поскольку они в настоящее время различны по значению. Однако в древнерусском она наблюдалась. Основы этих слов не соотносятся как производная и производящая.

Еще одна причина, по которой наблюдаются изменения в морфемной структуре, — звуковой состав слов, который тоже не всегда остается неизменным. Приведем примеры. Слова обволакивать, наволочка, поволока, облако, оболочка — однокоренные, однако у них различная морфологическая структура. Производные основы — обволакивать (об-волак-ива-ть), наволочка (на-волоч-к-а), поволока (по-волок-а). А облако и оболочка стали непроизводными, поскольку у них изменилась основа из-за утраты звука «в». Современный и исторический морфемный состав слова, таким образом, в этих случаях неодинаков.

Еще одна причина — выпадение родственных слов или соотносительных производящих основ из словаря. Вот какие можно привести в современном русском языке примеры непроизводных основ — ямщик, лебедка, рубаха. Из словаря в настоящее время выпали соотносительные производные основы (ям — остановка на дороге; лебедь — вал, имеющий коленчатую рукоять; руб — кусок ткани).

Современный и исторический морфемный состав слова в ряде случаев не совпадает из-за влияния продуктивного типа структуры на строение слов этимологически изолированных, то есть непродуктивных типов. К примеру, зонтик имеет иноязычное происхождение. Сначала это слово было осмыслено как корневое. Однако с течением времени по аналогии с русскими словами ротик, хвостик и др. оно начало члениться на основу зонт- (непроизводную) и суффикс -ик.

Наблюдаемые исторические изменения в морфемном составе слова в тех или иных случаях называются усложнением, переразложением и опрощением основы. Расскажем о каждом из них.

Опрощение

Оно представляет собой превращение в непроизводную производной основы слова. В этом случае последнее теряет членимость на морфемы. Опрощение играет важную роль в языке. Благодаря ему он обогащается корневыми непроизводными словами. В языке появляются новые центры словообразования. Примеры: успех — успешный и др., спех-спешный и др., спеть — спелый и др. С другой стороны, благодаря опрощению словообразовательные суффиксы переходят в разряд непродуктивных. Порой наблюдается и полное их исчезновение, что еще сильнее меняет морфемный состав. Пример: в основах слов стар-ый, добр-ый, которые в современном языке являются непроизводными, не вычленяется суффикс -р-. Этот же суффикс выпал в слове брат.

Причины опрощения

Подверглись опрощению основы слов позор, красный, дворец. Они стали непроизводными потому, что утратили в процессе употребления связь по значению с теми словами, от которых они были когда-то образованы. Примеры: позор — зоркий, красный (цвет) — краса, дворец — двор.

Морфемный состав частей речи изменился из-за фонетических процессов у основ следующих слов: пестрый, весло, усопший. Они потеряли связь с основами, от которых произошли, и перестали выделяться отдельные морфемы (пестрый — писать, весло — везти, усопший — уснувший).

Причины, которые приводят к опрощению, могут действовать одновременно, перекрещиваться. В результате всех этих процессов не совпадают современный и исторический морфемный состав. Например, отсутствие соотносительности между ядро — еда — яд, звук — звон, узы — узел — союз — язык — это результат не только лишь наблюдаемого между данными словами семантического разрыва, но и следствие фонетических изменений, произошедших в их основах.

Переразложение

Переразложение представляет собой перераспределение внутри слова отдельных морфем, которое приводит к тому, что основа (остающаяся производной) в своем составе выделяет иные морфемы. Так, например, живность, горячность имеют суффикс -часть (а не -ость), если говорить о живых словообразовательных связях. Дело в том, что прилагательные, от которых они образованы (живный, горячный), не употребляются в современном языке. Суффикс -ность- по отношению к суффиксу -ость- является производным. Он является сочетанием следующих двух суффиксов: — н, который был отсечен от основы прилагательного, и — ость.

Образование от -ость производного -ность — выражение своеобразного процесса, который сопровождает в русском языке переразложение основ. Он заключается в том, что один словообразовательный элемент поглощается другим, или же в растворении того или иного из них в корне. Например, в основе удилище мы можем выделить суффикс -лищ-, который включает в свой состав другой, -л-. Последний суффикс относится к слову удило, утраченному в современном языке.

Переразложение может быть также между корнем и приставкой. Например, в глаголе снять раньше была приставка сн- и следующий за ней корень -я-. Сегодня же это слово членится следующим образом: с-ня(ть).

Значение переразложения

Процесс переразложения обогащает язык тем, что появляются новые словообразовательные модели и аффиксы, становящиеся с течением времени продуктивными. Чаще всего этим путем образуются новые суффиксы: — очк- (кост-очк-а), -инк- (пыл-инк-а), -ность (сущ-ность). Гораздо реже появляются приставки (обез-, небез-, недо-), которые являются результатом слияния двух других приставок (обез-волеть, небез-дарный, недо-смотреть).

Аналогия

К переразложению и опрощению основ очень часто приводят разные виды аналогии. Под последней подразумевается уподобление формам одного слова форм другого, родственного грамматически. Благодаря ей часто подвергается изменению исторический морфемный состав слова. Аналогия — естественный процесс, который наблюдается в языке. Малопродуктивные типы формо- и словообразования в силу ее действия уподобляются определенным продуктивным типам форм и слов. При этом теряется прежняя членимость на морфемы или же их производный характер.

В современном русском языке ряд форм обязан происхождением действию именно аналогии. В частности, это окончания существительных среднего и мужского родаов -ах, -ами, -ом (сел-ах, дом-ах, дом-ами, сел-ам). Они появились в результате действия аналогии форм существительных женского рода (книг-ам — стол-ам, а не стол-ом). Результатом ее стало переразложение основы (вместо книга-м — книгам). Так изменился исторический морфемный состав.

От корня вор- было образовано слово отворить. Это произошло посредством преффикса от-. Данное слово подвергалось влиянию другого — творить. В результате аналогии отворить-творить первая основа подверглась переразложению. Она начала осмысляться как образование, имеющее приставку о-. Так в языке появилась новая база словообразования (при-творить, за-творить, рас-творить и т. д.).

Усложнение

В некоторых случаях действие аналогии или возникновение слов, которые родственны имеющим непроизводную основу, приводит к усложнению последней. Из-за этого она становится производной, то есть начинает члениться.

Процесс усложнения противоположен рассмотренному нами процессу опрощения. Это превращение в производную основу той, которая ранее была непроизводной. В частности, слово гравюра, заимствованное русским из французского языка, осмыслялось первоначально как непроизводное. Но после того как в системе нашего языка возникли поздние заимствования гравер и гравировать, оно «усложнилось». Это слово сделалось производным. В нем выделяется корень грав-, а также суффикс -ур-. Подобного рода изменениям подверглись многие заимствованные слова. Например, анархия, греческое по происхождению, имело раньше непроизводную основу. Однако из-за того, что в языке были родственные ей анархичный, анархический, анархист и др., она начала делиться. Так образовалась непроизводная основа анарх-, а также суффикс -и j-.

Наложение морфем

Выделяется, кроме названных выше явлений, и наложение морфем. Оно происходит тогда, когда части тех из них, которые сочетаются, совпадают. К примеру, это возможно между основой и суффиксом (динамовец — Динамо + овец; свердловский — Свердловск + ский). Однако наложение не может произойти, если речь идет о корне и приставке (Прииртышье, Заамурье).

Все вышеперечисленные изменения в строении слова (усложнение, переразложение, опрощение) говорят о том, что морфемный состав менялся в процессе исторического развития языка. Все эти изменения изучает этимология. Скажем в заключение несколько слов и о ней.

Этимология

Этимология — учение о происхождении различных слов. Их возникновение может быть установлено с помощью этимологического анализа. Он дает возможность выяснить исторические словообразовательные связи, то, какой была первоначальная морфемная структура у того или иного слова, а также причины, по которым оно претерпело изменения с момента появления.


источники:

http://infourok.ru/olimpiada-dlya-klassa-1304622.html

http://fb.ru/article/216901/morfemnyiy-sostav-slova-sovremennyiy-i-istoricheskiy-primer-istoricheskie-izmeneniya-v-morfemnom-sostave-slova