Атакующих морфемный и словообразовательный разбор слова впр

Атакующих морфемный и словообразовательный разбор слова впр

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Честь и слава смелым, мужестве(н,нн)ым часовым всех вое(н,нн)ых дорог нашего края. Наверное, ярче всех г..рит суровая слава часового стоящего на мосту. Через мост медле(н,нн)о идут поезда нагруже(н,нн)ые патронами и снарядами и шагают запыле(н,нн)ые мужестве(н,нн)ые войска напр..вляясь к р..шительному бою. Часовой стоит на узкой и дли(н,нн)ой п..лоске ж..леза. Над его г..ловой открытое небо р..вущее гулом м..торов и гр..зящее смертью. Под его ногами три..цать метров пустоты. Там блещ..т тёмные волны(4). В волнах ревут бомбы сброше(н,нн)ые с сам..летов. В небе грохочут взрывы зениток атакующих(2) фашистов. С визгом скреж..том и лязгом, ударяясь(3) о туго натянутые мета(л,лл)ические фермы, (в)кривь и (в)кось летят раскалё(н,нн)ые осколки. А несгибаемый часовой стоит на посту.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Приведём верное написание.

Честь и слава смелым, мужественным часовым всех военных дорог нашего края. Наверное, ярче всех горит суровая слава часового, стоящего на мосту. Через мост медленно идут поезда, нагруженные патронами и снарядами, и шагают запыленные мужественные войска, направляясь к решительному бою. Часовой стоит на узкой и длинной полоске железа. Над его головой открытое небо, ревущее гулом моторов и грозящее смертью. Под его ногами тридцать метров пустоты. Там блещут тёмные волны. В волнах ревут бомбы, сброшенные с самолетов. В небе грохочут взрывы зениток, атакующих фашистов. С визгом, скрежетом и лязгом, ударяясь о туго натянутые металлические фермы, вкривь и вкось летят раскалённые осколки. А несгибаемый часовой стоит на посту.

ВПР-2019 по русскому языку 6 класс: варианты, разбор и решение заданий

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Дач..ный п..сёлок ра(з/с)пол..жился на песча(н,нн)ой (2) горе у самого моря. За деревя(н,нн)ыми дом..ками ра(з/с)кинулся с..сновый бор. Внизу, под г..рой, серая лента ш..ссе. По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море… Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Это ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег. А бывает, заспор..т (3) о чём(то) море с ветром. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т. (4) Словно ж..лая их пр..ободрить, загудят на г..ре́ сосны: они ведь тоже с (не)истов..м ветром (не)лад..т. Но чаще всего море спокойно и бл..стит, будто его начист..ли. В такие дни виден (К,к)ронштадт. Он за г..р..зонтом, и поэтому каж..т..ся, что трубы (судо)р..монтных верфей выход..т прямо из воды.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Дачный посёлок расположился на песчаной (2) горе у самого моря.

За деревянными домиками раскинулся сосновый бор. Внизу, под горой, серая лента шоссе. По одну её сторону заросли малины, черёмухи. По другую – песок, зелёно-голубая осока, источенные водой камни и море…

Море неспокойное, но прекрасное. Оно волнуется, вздыхает. Это ветер треплет его пенистые волны, и они выплёскиваются на берег. А бывает, заспорит(3) (возможно: заспорят(3)) о чём-то море с ветром. Тяжёлые валы нальются безысходной яростью, заревут, загрохочут.(4) Словно желая их приободрить, загудят на горе́ сосны: они ведь тоже с неистовым ветром не ладят.

Но чаще всего море спокойно и блестит, будто его начистили.

В такие дни виден Кронштадт. Он за горизонтом, и поэтому

кажется, что трубы судоремонтных верфей выходят прямо из воды.

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1

учитываются только ошибки, сделанные при вставке

пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов

Допущено не более двух ошибок

Допущены три-четыре ошибки

Допущены пять ошибок

Допущено более пяти ошибок

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет

слов с изменённым графическим обликом).

Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена

или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

В данном тексте встречаются следующие виды орфограмм

Дач..ный – «ЧН» без мягкого знака.

п..сёлок — приставка «ПО».

ра(з/с)пол..жился — приставка «рас» пред глухим «п», корень с чередованием «лож» — о пред ж.

на песча(н,нн)ой – суффикс АН с одной буквой Н.

деревя(н,нн)ыми — суффикс ЯНН, слово –исключение.

дом..ками – суффикс –ИК (нет чего? домика) – И не беглая гласная.

ра(з/с)кинулся — приставка «рас» пред глухим «к».

с..сновый — корень «сосн», проверочное слово «сосны».

под г..рой – корень «гор», проверочное слово «горы».

ш..ссе – пропущена буква «О», словарное слово.

стор..ну — корень «сторон», проверочное слово «сторонка».

зар..сли – корень с чередованием «рос» — перед с.

м..лины – пропущена буква «А», словарное слово.

ч..рёмухи — пропущена буква «Е», словарное слово.

(зелёно)г..лубая – слово пишется через дефис, так как обозначает оттенок цвета, пропущенная буква – «О», запомнить.

и(з/с)точенные — приставка «ис» пред глухим «т».

(не)спокойное — «не» пишется слитно, нет условий для раздельного написания.

пр..красное – приставка «пре», близкая по значению к слову «очень».

в..лну..т..ся – корень «волн», проверочное слово «волны», окончание «ет» — 1 спряжение, тся – без Ь.

в(з/с)дыха..т- приставка «вз» пред звонким «д», окончание «ет» — 1 спряжение.

трепл..т — окончание «ет» — 1 спряжение.

выплёск..вают..ся – суффикс «ива», тся — без Ь.

заспор..т- окончание «ят» — 2 спряжение.

о чём(то) – дефисное написание

т..ж..лые – в корне пропущена «Я», после шипящей – Ё.

в..лы — корень «вал».

нал..ют..ся – в корне Ь, тся – без Ь.

без..сходной – после приставки «Ы».

ярост..ю – в корне Ь.

зар..вут – корень «рев».

загр..хоч..т – корень «грохоч», пропущена буква «О».

ж..лая – пропущена «Е», словарное слово.

пр..ободрить – приставка «при», неполнота действия.

(не)лад..т. – не с глаголами пишется раздельно.

бл..стит – корень с чередованием «блест»

начист..ли – суффикс «И», начистить.

(К,к)ронштадт – заглавная буква.

каж..т..ся – окончание «ет» — 1 спряжение, тся – без Ь.

(судо)р..монтных – слитное написание.

выход..т – окончание «ит» — 2 спряжение.

Пропущенные знаки препинания в тексте относятся к следующим типам пунктограмм.

1. Знаки препинания при однородных членах.

По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море… Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т.

2. Знаки препинания в сложном предложении.

Это ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег.

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

Разбор слова по составу начинается с выделения окончания. Разбираемое слово -имя прилагательное. Для выделения окончания необходимо изменить слово по числам, родам или падежам.

Песчаной – песчаный, песчаное, песчаного, песчаному.

Вывод: окончание – ОЙ.

Чтобы выделить корень, необходимо подобрать однокоренные слова.

Песчаной – песчинка, песок, песочный.

Часть слова, располагающаяся после корня,- суффикс.

В данном прилагательном – это суффикс –АН.

Определение способа образования слова происходит в результате словообразовательного разбора. Сделать словообразовательный анализ — значит найти производящее слово (через уточнение лексического значения производного слова) и путем сравнения морфемного состава производного и производящего слов выделить словообразовательную или словообразовательные морфемы.

Песчаный – имеющий отношение к песку. Песчаный — песок.

Морфемный состав двух слов (песчаный и песок) отличаются суффиксом –АН.

В зависимости от того, какая из морфем участвует в словообразовании, необходимо определить способ словообразования: приставка – приставочный, суффикс – суффиксальный, приставка и суффикс одновременно – приставочно-суффиксальный.

Вывод: слово «песчаный» образовано от слова «песок» с помощью суффикса – АН. Следовательно, это суффиксальный способ словообразования.

Производное (то, которое образуется) и производящее (то, от которого образуется) слова в словообразовательной цепочке располагаются рядом и отличаются друг от друга словообразовательной морфемой: либо одним суффиксом, либо одной приставкой, либо приставкой и суффиксом одновременно при приставочно-суффиксальном способе словообразования.

При словообразовательном разборе мы ищем производящее слово, которое отличается от данного слова, так скажем, «минимальным» числом морфем: одним суффиксом, одной приставкой или же одним суффиксом и одной приставкой одновременно. Делаем предположение о способе словообразования и проверяем получившуюся словообразовательную модель на «жизнеспособность» на примере других слов.

Если при разборе слова по составу выясняется, что в нем только одна словообразовательная модель, как это было в слове «песчаный», — один суффикс. То это не иначе, как суффиксальный способ словообразования.

Если в слове из словообразовательных морфем есть приставка, то нельзя категорически утверждать, что это приставочный способ словообразования.

Прилетать — образовано от слова «летать» при помощи приставки «при». Это приставочный способ.

Забег – образовано от глагола «забегать». Это бессуффиксный способ.

Имена существительные, в значении которых имеется указание на признак предмета или действие предмета, являются производными от соответствующих частей речи.

Бег – бегать, зелень-зеленый.

У производящего слова берётся только основа, если есть суффикс, то он «отсекается». Такой способ называется бессуффиксным, этим способом образуются имена существительные, в значении которых присутствует указание на признак или действие предмета.

Если в слове есть две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс-, то это может быть один из трёх способов словообразования:

1. Приставочный (неинтересный).

2. Суффиксальный (подарочный).

3. Приставочно-суффиксальный (заморский).

Если в слове не один, а несколько корней, то такое слово образовано сложением.

План словообразовательного разбора

1. Найти производящее слово, определив лексическое значение производного.

2. Сравнить морфемный состав слов, выделив словообразовательную или словообразовательные морфемы.

3. Определить способ словообразования.

4. Проверить правильность разбора путем подбора слов, образованных по такой же словообразовательной модели.

(3) – морфологический разбор слова;

Морфологический разбор слова

1. Заспорит (что сделает?) – глагол, н. ф. – заспорить.

2. Пост. – сов. вид, невозвр., непереходн., II спр.; непост. – в форме изъявит. накл., буд. вр., 3-го л., ед. ч.

3. В предложении является сказуемым.

Возможно: заспорят (3) .

В последнем случае в разборе изменяется только число глагола – мн. ч.

Учащиеся всегда испытывают определенные трудности при разборе глагола как части речи. В 6 классе в морфологических разбор глагола добавляются новые грамматические признаки:

1. Возвратность. Данная категория определяется по наличию или отсутствию в составе глагола суффикса –СЯ (СЬ). Наличие этих суффиксов делает глагол возвратным, отсутствие – невозвратным.

2. Переходность. Данная категория определяется возможностью сочетания глагола с существительным без предлога в винительном падеже. Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже.

Читать (книгу) – переходный глагол.

Улыбаться (другу) – непереходный глагол.

Не читать (чего?) книг – переходный глагол.

Примечание. Если глагол возвратный, то он всегда непереходный.

3. Наклонение. Данная категория определяет действие как реальное или как возможное.

Если действие мыслится как реальное, которое происходило, происходит или произойдёт в будущем, то говорят, что глагол находится в изъявительном наклонении. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам: растаял, тает, растает.

Если действие мыслится как возможное, желательное и выражается в форме просьбы, приказа, совета, т.е. побудительным предложением, то говорят глагол стоит в форме повелительного наклонения: напишите, сходите.

Если действие мыслится как возможное при определённых условиях, то говорят, что данный глагол находится в форме условного наклонения: прочитал бы, убрала бы.

Грамматические категории, присущие глагольным формам наклонения

Изъявительное наклонение

Время
Число
Род
Лицо

Повелительное наклонение

До изучения темы наклонения учащиеся разбирали только глаголы в форме изъявительного наклонения, обозначая у них время, число, род (в прошедшем времени) и лицо (в настоящем и будущем времени). Теперь необходимо учитывать наклонения при определении признаков глаголов.

(4) – синтаксический разбор предложения.

Тяжёлые валы нальются безысходной яростью, заревут, загрохочут. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое,

с однородными сказуемыми.

Грамматическая основа: валы (подлежащее, выражено именем существительным), нальются, заревут, загрохочут (однородные сказуемые, выражены глаголами).

Второстепенные члены предложения: (валы) тяжёлые – определение, выражено именем

прилагательным; (нальются) яростью – дополнение, выражено именем существительным;

(яростью) безысходной – определение, выражено именем прилагательным.

Система оценивания задания №2

Указания по оцениванию

Выполнение морфемного разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение словообразовательного разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение морфологического разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение синтаксического разбора предложения

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв

и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Система оценивания задания №3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание слова: бывает;

2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове,

например: в слове 6 букв и 7 звуков, так как буква е обозначает два звука после

Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке

Правильно определено и выписано слово

Неправильно определено и выписано слово.

ИЛИ Слово не выписано

Объяснение причин несовпадения количества букв и звуков в слове

Верно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове

Для правильного выполнения данного задания требуется знание случаев, когда количество букв и звуков в словах не совпадает.

1. Буквы е,ё,я,ю обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласной и после Ъ и Ь знаков. Буквы е,ё,я,ю обозначают один звук, когда стоят после согласных.

2. Буквы Ь и Ъ звуков не обозначают.

3. Если в слове есть непроизносимые или удвоенные согласные, то число букв будет больше, чем число звуков.

Правильный ответ в данном задании слово «бывает», в котором букв меньше, чем звуков, так как буква «е» обозначает два звука.

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Жалюзи, языковой (факт), позвонишь, кухонный.

Система оценивания задания №4

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Жалюзи́, языково́й (факт), позвони́шь‚ ку́хонный

Верно поставлено ударение во всех словах

Верно поставлено ударение только в трёх словах

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

Орфоэпический словник за 6 класс

кружево, мн. кружевА, крУжев…

переводнОй, но перевОдный

прИбыл, прибылА, прибЫть

развитОй (язык) рАзвитый (ребёнок)

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Не всякое гусиное перо годилось для письма, из десяти выбиралось одно-два.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Не (част.) всякое (мест.) гусиное (прил.) перо (сущ.) годилось (глаг.) для (предл.) письма (сущ.), из (предл.) десяти (числ.) выбиралось (глаг.) одно-два (числ.).

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении

приравнивается к ошибке

Верно определены все части речи в предложении

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Трудности выполнения данного задания заключаются в следующем:

1. Ошибки в определении предлогов и частицы.

2. Ошибки в определении местоимения (слово «всякое» некоторые учащиеся распознают как прилагательное).

2. Ошибки в определении имени числительного.

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите

правильный вариант формы слова (слов).

1) пирог более вкуснее

2) с шестьюстами страницами

3) забавный шимпанзе

4) для обоих сестёр

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Пирог более вкусный, для обеих сестёр.

ИЛИ Пирог вкуснее, для обеих сестёр

Верно выписаны и исправлены две формы слов

Верно выписана и исправлена одна форма слова

Не выписано ни одной ошибочной формы слова (слов).

ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные формы слов

Рекомендации к выполнению задания.

В 6 классе изучаются следующие грамматические нормы:

1. Образование степеней сравнения имён прилагательных.

Способы образования сравнительной степени прилагательных:

а) при помощи суффиксов -е, -ее, -ше: строже, скорее, тоньше.

б) с помощью слов более, менее, которые присоединяются к прилагательному: более строгий, менее тонкий.

Объединять эти способы нельзя.

Способы образования превосходной степени прилагательных:

а) с помощью суффиксов -ейш, -айш: сильнейший, величайший.

б) с помощью слов наиболее, самый, которые присоединяются к прилагательному: самый смелый, наиболее

в) с помощью слова всех, которое присоединяется к сравнительной степени прилагательного: строже всех.

2. Склонение имён числительных

Согласно норме в сложных количественных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) при склонении изменяются обе части. В составных количественных числительных изменяются все образующие его слова.

Числительные 40, 90, 100 при склонении имеют только две падежные формы: И.п. и В.п. — сто, сорок, девяносто, остальные падежи — ста, сорока, девяноста.

У составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

В нормативной речи строго разграничено употребление слов обоих(м.род) и обеих (ж.род). поэтому: с обеих сторон, по обеим сторонам.

В сочетании два, три, четыре и более. управляемое существительное ставится в Р.п. ед.ч. — два и более варианта.

Правильными являются конструкции 35, 5 процента (не процентов), 12, 6 километра (не километров), т.е. сущ. управляет дробь, а не целое число.

Собирательные числительные двое, трое, четверо и тд сочетаются:

а) с сущ. м. и общего рода: двое друзей, трое сирот;

б)с сущ., имеющими формы только мн.ч.: двое саней:

в)с сущ. дети, ребята, люди;

г) с личными местоимениями: мы, вы, они

3. Согласование в речи несклоняемых имен существительных

Несклоняемые имена сущ. иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, в своем большинстве относятся к ср. р.: интервью, такси, алоэ, кашне.

Правило имеет ряд исключений, к м. роду относятся: бри (сорт сыра), га (гектар), кофе, пенальти (одиннадцатиметровый штрафной удар), сирокко (ветер), шимми (танец); к ж. роду относятся: авеню (улица), кольраби (капуста), салями (колбаса).

Несклоняемые имена сущ., обозначающие одушевленные предметы (кроме лиц), относятся к м.роду: азиатский зебу, забавный пони, пестрый какаду, серый кенгуру; ж.роду: иваси (рыба), цеце (муха); двуродовым является слово колибри.

Род несклоняемых сущ., обозначающих географические собственные имена, определяется по грамматическому роду нарицательного сущ., выступающего в роли родового понятия: солнечный Сочи (город), полноводное Эри

По родовому наименованию определяется также род несклоняемых названий органов печати: «Таймс» опубликовала (газета).

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри

предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Утром воздух чистый и влажный.

2) Темна и безлунна осенняя ночь.

3) Роса на траве след ночного тумана.

4) Стройный клён желтеет под окошком.

Система оценивания задания №7

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и места постановки тире:

Роса на траве − след ночного тумана;

2) обоснование выбора предложения:

В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем

существительным в им.п.

сущ., им.п. сущ., им.п.

Роса на траве − след ночного тумана.

Обоснование выбора может быть сформулировано иначе

Распознавание предложения и места постановки тире

Правильно определено предложение и место постановки тире

Правильно определено предложение, но место постановки тире определено

ИЛИ Ответ неправильный

Обоснование выбора предложения

Верно обоснован выбор предложения

Рекомендации по выполнению задания

Учащимся должны быть известны случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в предложениях с составным именным сказуемым, если подлежащее выражено существительным, инфинитивом или числительным, а сказуемое – существительным, инфинитивом, числительным или фразеологизмом. Тире ставится перед «это», «вот», «значит» и не сохраняется (обычно) перед НЕ, сравнительным союзом, частицей, вводным словом, дополнением, обстоятельством.

Данный материал удобно представить в виде таблицы.

Подлежащее и сказуемое выражены существительным, инфинитивом, числительным.

Эверест – самая высокая гора.

Мое любимое число – девять.

Играть в шахматы – увлекательное занятие.

Сказуемое выражено фразеологизмом

Это блюдо – пальчики оближешь.

Между подлежащим и сказуемым есть слова «это», «вот», «значит»

Страус – это большая птица.

Тире не ставится

Между подлежащим и сказуемым есть НЕ

Этот человек не директор. НО

Сидней – это не столица Австралии.

Между подлежащим и сказуемым есть сравнительный союз «как», «словно», «будто» и т.д.

Наш двор как сад.

Между подлежащим и сказуемым есть вводные слова, дополнения или обстоятельства, а также частицы

Иван, кажется, инженер.

Иван лишь инженер.

Иван давно уже инженер.

Для выполнения задания необходимо выделить в каждом предложении главные члены и сделать вывод о постановке или непостановке тире между подлежащими и сказуемым.

1) Утром воздух чистый и влажный. Грамматическая основа – «воздух чистый и влажный». Тире не ставится.

2) Темна и безлунна осенняя ночь. Грамматическая основа – «темна и безлунна ночь». Тире не ставится.

3) Роса на траве след ночного тумана. Грамматическая основа – «роса след». Тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.

4) Стройный клён желтеет под окошком. Грамматическая основа – «клён желтеет». Тире не ставится.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских

бабочек и ночных жуков.

2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.

3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.

4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.

Система оценивания задания №8

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Пропой-ка нам, соловушка, свою нежную и трогательную песенку ещё раз;

2) обоснование выбора предложения:

Это предложение с обращением.

ИЛИ Обращение внутри предложения.

Обоснование выбора может быть сформулировано иначе

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания

допущена одна ошибка

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания

допущены две ошибки или более.

ИЛИ Ответ неправильный

Обоснование выбора предложения

Верно обоснован выбор предложения

Рекомендации к выполнению задания №8

Чтобы определить количество запятых в предложениях, необходимо провести анализ структуры предложения и сделать вывод о наличии в нём знаков разделения и выделения.

Анализируем предложения по следующему плану:

1. Простое или сложное.

2. Есть однородные члены или нет.

3. Есть обращения или нет.

1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских

бабочек и ночных жуков.

1. Простое предложение.

2. Есть однородные члены (1 ряд однородных членов: порхает и ловит; 2 ряд однородных членов: речками и полянами; 3 ряд однородных членов: бабочек и жуков). Все однородные члены соединены одиночным союзом «И» и запятой не разделяются.

3. Обращений в предложении нет.

Вывод: в данном предложении нет запятых.

2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.

1. Простое предложение.

2. Есть однородные члены (нежную и трогательную). Однородные члены соединены одиночным союзом «И» и запятой не разделяются.

3. В предложении есть обращение – «соловушка». Это обращение выделяется запятыми.

Вывод: в данном предложении две запятые.

3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.

1. Простое предложение.

2. В предложении есть однородные члены (1 ряд однородных членов: не каркают, а ворчат; 2 ряд однородных членов: пронзительно и истошно). Первый ряд однородных членов соединяется союзом «А». В таком случае однородные члены разделяются запятой. Однородные члены во втором ряду не разделяются запятой2, так как они соединены одиночным союзом «И».

3. Обращений в предложении нет.

Вывод: в данном предложении одна запятая.

4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.

1. Сложное предложение.

2. В предложении нет однородных членов.

3. Обращений в предложении нет.

Вывод: в данном предложении одна запятая между частями сложного предложения.

Для ответа на задание 8 выписать надо второе предложение.

Пропой-ка нам, соловушка, свою нежную и трогательную песенку ещё раз.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.

(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.

(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек

с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского

Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.

(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и спасибо ей за это…

Определите и запишите основную мысль текста.

Система оценивания задания №9

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Основная мысль текста.

Особое отношение к солонке, почитаемому на Руси предмету, отражается

в народных обычаях, в творчестве русских мастеров.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу

Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно,

в нём употреблены слова в свойственном им значении

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение

построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-

два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении

допущен один речевой недочёт

Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении

допущены два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от

наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения

ВПР по русскому языку 6 класс — Карточки для отработки задания 2

Задание №2 ВПР по русскому языку для 6 классов:

Выполни обозначенными цифрами в тексте языковые разборы:

→ морфемный и словообразовательный разборы слова;

→ морфологический разбор слова;

→ синтаксический разбор предложения.

Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 12 баллов.

Предлагаем тренировочные задания по словообразованию и разбору по составу. Синтаксический разбор.

4 варианта карточек для подготовки к ВПР.

Автор: Морозова Н.Т

Задание 2 ВПР по русскому языку в 6 классе предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:

— морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно-­языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

— словообразовательный разбор — на проверку предметного учебно-­языкового аналитического умения обучающихся анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую) основу и словообразующую (-ие) морфему(ы); различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;

— морфологический разбор — на выявление уровня предметного учебно-­языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова;

— синтаксический разбор — на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.


источники:

http://rosuchebnik.ru/material/vpr-po-russkomu-yazuku-6-klass-2019/

http://prooge.ru/kontrolnye/6-klass/russkij-yazyk/291-vpr-po-russkomu-yazyku-6-klass-kartochki-dlya-otrabotki-zadaniya-2