Без синиц зимний лес замирает морфемный разбор

РУСТЬЮТОРС

Задания 1 и 2 ВПР по русскому языку в 5 классе

ВПР по русскому языку — 5 класс. Задание 1, 2. Переписывание текста. Виды разборов: фонетический, морфемный, морфологический разборы слов, синтаксический разбор предложения.

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Без с..ниц зимн.. лес зам..ра..т(2). С..сновая ветка заскр..пит снежная ша(б/п)ка обруш..т..ся с ёлки(1). Но нал..тит стайка с..ниц и лес вновь ож..ва..т.

С..ниц.. с писком перел..тают с ветки на ветку, с дер..ва на дер..во. Они осматрива..т кажд.. трещинку(3) в к..ре ищ..т вкус..ные семеч..ки.

С..ниц.. (не)ул..тают на зиму в тёпл.. края, как другие птиц.. . Они звонко перекл..кают..ся в зимн.. л..су. Летом лес нап..лня..т..ся и радос..но звенит птич..ими г..л..сами. А с..ниц (не)слыхать с их скромн.. пес..нкой. В лют.. стужу с..ниц.. прил..тают к избам.(4) Ребята сыпл..т для них в к..рмушки семеч..ки п..дсолнуха.

Синицы с писком перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево. Они осматривают каждую трещинку(3) в коре, ищут вкусные семечки.

Синицы не улетают на зиму в тёплые края, как другие птицы. Они звонко перекликаются в зимнем лесу. Летом лес наполняется и радостно звенит птичьими голосами. А синиц не слыхать с их скромной песенкой. В лютую стужу синицы прилетают к избам.(4) Ребята сыплют для них в кормушки семечки подсолнуха.

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1

Кр..сив и п..чален русский лес ранн.. осен..ю. На з..л..том фон.. пож..лтевшей листвы выд..ляют..ся яркие пятна красно-ж..лтых клёнов(1) осин. Медленно кружат..ся в воздух.. и тихо л..жат..ся на землю лист..я.(4) От дер..ва к дер..ву прот..нулись бл..стящие с..р..бристые нити лё(г/х)кой паутины. Отцв..тают(2) поз..ние цв..ты.

Пр..зрачен и чист осенний воздух пр..зрач..на в..да в л..сных канавах овра(ж/ш)ках и руч..ях.

Тихо в осенн..м л..су, лишь ш..лестит под н..гами опавшая листва. Иногда тонко просв..стит где-то в кустах ря(б/п)чик протенька..т с..ница(3) пром..лькнёт среди сосен дроз(д/т).

Ле(г/х)ко и привольно дыш..т..ся в осенн..м л..су. И долго (не)хоч..т..ся ух..дить из него.

Прозрачен и чист осенний воздух, прозрачна вода в лесных канавах, овражках и ручьях.

Тихо в осеннем лесу, лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит где-то в кустах рябчик, протенькает синица(3), промелькнёт среди сосен дрозд.

Легко и привольно дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него.

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1

В..сенн..е со..нце буд..т пч..л и соб..ра..т(2) их на п..лянах.(4) Да и как им (не)проснут..ся, когда вокру(г/к) р..стёт столько цв..тов! А когда цв..тут фруктовые д..рев..я, для пч..л праз..ник. Вишня яблони груша крыж..вник см..родина – настоящ..е раздол..е для пч..линого войска. Больше всего мёда получа..т..ся из пыльц.. липы акац..и донника.

В средн..х ш..ротах к этому списку добавля..т..ся белый(3) клевер. Его пуш..стые г..ловки ра(з/с)сыпались по п..лянам и опушкам на открытых со..нцу м..стах. Утром пч..ла трудит..ся на одном из м..доносов, пока это р..стение (не)прекраща..т выр..батывать нектар. А к обеду(1) она переход..т на другой ви(д/т).

В средних широтах к этому списку добавляется белый(3) клевер. Его пушистые головки рассыпались по полянам и опушкам на открытых солнцу местах. Утром пчела трудится на одном из медоносов, пока это растение не прекращает вырабатывать нектар. А к обеду(1) она переходит на другой вид.

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1

В (А,а)зи.. обита..т птица-портниха. Но эта мал..нькая швея (не)ш..ёт плат..я и ю(б/п)ки.

Когда приход..т п..ра размн..жения, она сш..ва..т два листа. Тонкий клю(в/ф) зам..ня..т(2) ей иголку. (З/с)делав клювом дыроч..ку в листе, портниха прод(е/и)ва..т заранее скрученную из хлопка или паутины ниточ..ку. Таких сте(ж/ш)ков она дела..т иной раз около д..сятка, проч..но сшивая два листоч..ка. Внутри з..лёной к..лыбельки птич..ка в..ёт гн..здо из хлопка пуха и ш..рстинок.

Птица-портниха живёт(1) вбл..зи от нас..лённых мест, в садах на плантациях. Иногда даже пос..ляет..ся на веранд.. дома и в..ёт гн..здо в ветвях комнатных(3) р..стений. Пита..т..ся птица мурав..ями но подб..ра..т и разные зёрнышки.(4)

Когда приходит пора размножения, она сшивает два листа. Тонкий клюв заменяет(2) ей иголку. Сделав клювом дырочку в листе, портниха продевает заранее скрученную из хлопка или паутины ниточку. Таких стежков она делает иной раз около десятка, прочно сшивая два листочка. Внутри зелёной колыбельки птичка вьёт гнездо из хлопка, пуха и шерстинок.

Птица-портниха живёт(1) вблизи от населённых мест, в садах, на плантациях. Иногда даже поселяется на веранде дома и вьёт гнездо в ветвях комнатных(3) растений. Питается птица муравьями, но подбирает и разные зёрнышки.(4)

(По И. Акимушкину)

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1

Резн..ми, ажурн..ми, игольчат..ми появляют..ся в..сной на свет первые тр..винки. Сразу и (не)различиш. какое р..стение проклюнулось пок..залось из влажной земли. Скоро ра(з/с)пуст..т..ся ра(з/с)прав..т..ся нежные листоч..ки.(4) И уже можно будет узнать по ним тысячелис..ник одуван..ч..к р..машку и к..локольчик.

Но самое настоящее ч..до прои(з/с)ход..т тогда, когда р..стения зацв..тают(2). И ра(з/с)цвечивают..ся з..лёные луга опушки(1) к..согоры п..ляны необыкновенными цв..точ..ными(3) узорами. Ж..лтые одуван..чики белые р..машки синие к..л..кольч..ки сразу броса..т..ся в глаза: и стебли у них высокие, и цв..тки крупные. Но среди пёстрого разнотрав..я есть и такие, вроде бы совсем неприметные, скромные, но по-своему оч..ровательные. И над этой кр..сотой разд..ют..ся птич..и трели.

Но самое настоящее чудо происходит тогда, когда растения зацветают(2). И расцвечиваются зелёные луга, опушки(1), косогоры, поляны необыкновенными цветочными(3) узорами. Жёлтые одуванчики, белые ромашки, синие колокольчики сразу бросаются в глаза: и стебли у них высокие, и цветки крупные. Но среди пёстрого разнотравья есть и такие, вроде бы совсем неприметные, скромные, но по-своему очаровательные. И над этой красотой раздаются птичьи трели.

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1

Пе(в/ф)чие птиц.. уже ул..тели в тёплые края. Слышно, как в орехов..й рощ.. л..сток пересч..тыва..т каждый сучок, пока (не)уп..дёт на землю.

Вдру(г/к) на тр..пе я услышал необыч..н..ю песню. Кто-то скр..жетал клювом булькал горлом даже соб..рался св..стеть. Я ост..новился у орешины(2) и прислушался к ре(з/с)ким звукам.(4) И тут ра(з/с)гл..дел в..рону. Т..ж..лая(3) птица ра(з/с)качивалась на ветк. будто на к..челях. Ра(з/с)пев(1) у в..роны вых..дил плохой но она пела радос..но и (не)обр..щала на меня внимания.

Может, без других птиц она почу..ствовала себя сол..в..ём Кто в рощ.. до в..сны смож..т оспорить это её право.

Вдруг на тропе я услышал необычную песню. Кто-то скрежетал клювом, булькал горлом, даже собирался свистеть. Я остановился у орешины(2) и прислушался к резким звукам.(4) И тут разглядел ворону. Тяжёлая(3) птица раскачивалась на ветке, будто на качелях. Распев(1) у вороны выходил плохой, но она пела радостно и не обращала на меня внимания.

Может, без других птиц она почувствовала себя соловьём? Кто в роще до весны сможет оспорить это её право?

(По Н. Красильникову)

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1

Причина нашего праз..нич..ного настр..ения краски ру(с,сс)кого леса.

Бе(з/с)конеч..но р..знообразны они летом. Со всех ст..рон в..днеют..ся оранжевые(3) ств..лы сосен соч..ная зел..нь елей и б..лоснежный наря(д/т)(1) б..рёзок. Проступают снизу г..лубые полутона мха.(4) Гл..за ск..льзят по гла(д/т)кой тр..ве п..лянк.. и вдру(г/к) на барх..тном её к..вре вспыхива..т яркая бусинка. З..мл..ника!

Алый цвет яго(д/т) сразу броса..т..ся в гл..за. Соб..ра..шь з..мл..нику и вид..шь, что много неспелой. Если бы вся она была з..лёной, мы бы прошли мимо. З..лёные ягоды на з..лёном фон.. (не)найдёшь. А спелая яго(д/т)ка(2) сама прос..т..ся в к..рзинку. Как р..зумно всё устроено в природ.

Бесконечно разнообразны они летом. Со всех сторон виднеются оранжевые(3) стволы сосен, сочная зелень елей и белоснежный наряд(1) берёзок. Проступают снизу голубые полутона мха.(4) Глаза скользят по гладкой траве полянки, и вдруг на бархатном её ковре вспыхивает яркая бусинка. Земляника!

Алый цвет ягод сразу бросается в глаза. Собираешь землянику и видишь, что много неспелой. Если бы вся она была зелёной, мы бы прошли мимо. Зелёные ягоды на зелёном фоне не найдёшь. А спелая ягодка(2) сама просится в корзинку. Как разумно всё устроено в природе!

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1

Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной(1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. .

Ещё спят в св..их тёплых(3) норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в мартовские днивсё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают(2) в б..рлогах р..дившиеся з..мой м..двежата.

Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к).(4)

Ещё спят в своих тёплых(3) норах и берлогах барсуки и медведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают(2) в берлогах родившиеся зимой медвежата.

Настоящая весна приходит в середине марта. Радостно, по-весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами снег.(4)

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1

Кр..сив и п..чален русский лес ранн.. осен..ю. На з..л..том фон.. пож..лтевшей листвы выд..ляют..ся яркие пятна красно-ж..лтых клёнов(1) осин. Медленно кружат..ся в воздух.. и тихо л..жат..ся на землю лист..я.(4) От дер..ва к дер..ву прот..нулись бл..стящие с..р..бристые нити лё(г/х)кой паутины. Отцв..тают(2) поз..ние цв..ты.

Пр..зрачен и чист осенний воздух пр..зрач..на в..да в л..сных канавах овра(ж/ш)ках и руч..ях.

Тихо в осенн..м л..су, лишь ш..лестит под н..гами опавшая листва. Иногда тонко просв..стит где-то в кустах ря(б/п)чик протенька..т с..ница(3) пром..лькнёт среди сосен дроз(д/т).

Ле(г/х)ко и привольно дыш..т..ся в осенн..м л..су. И долго (не)хоч..т..ся ух..дить из него.

Прозрачен и чист осенний воздух, прозрачна вода в лесных канавах, овражках и ручьях.

Тихо в осеннем лесу, лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит где-то в кустах рябчик, протенькает синица(3), промелькнёт среди сосен дрозд.

Легко и привольно дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него.

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1

Белая куропатка ж..тельница м..ховых болот и обш..рных низин. Такие м..ста обыч..но покрыты мхами брус..никой и клюквой. Ко́рм..т..ся эти птиц.. на земле и (не)взл..тают на д..рев..я. Когда на болот.. вып..да..т сне(г/к) и скрыва..т весь корм, куропатки переб..рают..ся на л..сные(3) опушки(1).

Цел..ю зиму стайки куропаток корм..т..ся поч..ками с..рё(ж/ш)ками побегами м..л..дых б..рёзок. Быва..т, что всё в нижн..й части кустов уже общипано, а до более высок..х побегов куропаткам (не)дот..нут..ся. Птиц.. перел..тают(2) и ищ..т корм на другой опушк.. .(4) Вот и в..ют..ся их д..ро(ж/ш)ки вокру(г/к) зар..слей кустарников. До сумерек стайка ещё не ра(з/с) облюбу..т нов..е место.

Целую зиму стайки куропаток кормятся почками, серёжками, побегами молодых берёзок. Бывает, что всё в нижней части кустов уже общипано, а до более высоких побегов куропаткам не дотянуться. Птицы перелетают(2) и ищут корм на другой опушке.(4) Вот и вьются их дорожки вокруг зарослей кустарников. До сумерек стайка еще не раз облюбует новое место.

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

Без синиц зимний лес замирает морфемный разбор

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Без с..ниц зимн.. лес зам..ра..т (2) . С..сновая ветка заскр..пит снежная ша(б/п)ка обруш..т..ся с ёлки (1) . Но нал..тит стайка с..ниц и лес вновь ож..ва..т.

С..ниц.. с писком перел..тают с ветки на ветку, с дер..ва на дер..во. Они осматрива..т кажд.. трещинку (3) в к..ре ищ..т вкус..ные семеч..ки.

С..ниц.. (не)ул..тают на зиму в тёпл.. края, как другие птиц.. . Они звонко перекл..кают..ся в зимн.. л..су. Летом лес нап..лня..т..ся и радос..но звенит птич..ими г..л..сами. А с..ниц (не)слыхать с их скромн.. пес..нкой. В лют.. стужу с..ниц.. прил..тают к избам. (4) Ребята сыпл..т для них в к..рмушки семеч..ки п..дсолнуха.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Без синиц зимний лес замирает (2) . Сосновая ветка заскрипит, снежная шапка обрушится с ёлки (1) . Но налетит стайка синиц, и лес вновь оживает.

Синицы с писком перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево. Они осматривают каждую трещинку (3) в коре, ищут вкусные семечки.

Синицы не улетают на зиму в тёплые края, как другие птицы. Они звонко перекликаются в зимнем лесу. Летом лес наполняется и радостно звенит птичьими голосами. А синиц не слыхать с их скромной песенкой. В лютую стужу синицы прилетают к избам. (4) Ребята сыплют для них в кормушки семечки подсолнуха

ё — [й’] — согласный, звонкий, мягкий

[о́] — гласный, ударный

л — [л] — согласный, звонкий, твёрдый

к — [к’] — согласный, глухой, мягкий

и — [и] — гласный, безударный

4 буквы, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

замирает (2) / за мир а ет / за мир а ет

1) трещинку — имя существительное, обозначает предмет: осматривают (что?) трещинку;

2) начальная форма — трещинка; нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения, в винительном падеже, в единственном числе;

3) в предложении является дополнением.

В лютую стужу синицы прилетают к избам . (4) (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).

Внеклассное мероприятие для учащихся 1–4-x классов «Синичкин день»

Классы: 1 , 2 , 3 , 4

Ключевые слова: ФГОС , праздник Синичкин день

Цель:

  • приобщение школьников к традициям и обычаям русского народа;
  • формирование любви к природе, чувства ответственности за «братьев наших меньших», расширение знаний о многообразии птиц;
  • развивать творческие способности у детей.

…Рыбе – вода, птице – воздух,
зверю лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина.
Охранять природу – значит
охранять Родину.
М.М.Пришвин

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово учителя

Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю.

Не зря говорят: «Одна у человека мать, одна у него и Родина». Наша русская природа трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, спокойствие и здоровье. Когда-то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. Праздник этот назывался Синичкиным днём и приходился он на 12 ноября.

(Слайд № 2)

В народе даже говорили: «Невелика птичка-синичка, а свой праздник знает».

С этим праздником связаны народные обряды кормления синиц и других птиц. Именно в этот день прилетали синички из лесов и жались поближе к домам, к людям, в то время как многие другие, более тёплолюбивые птицы улетали в тёплые края. Синицы же, как и воробьи, круглый год с нами. Если в тёплое время года они обитают больше в лесу, то с наступлением холодов прилетают поближе к людям, надеясь на их помощь.

(Слайд № 3)

А сейчас вашему вниманию мы предлагаем небольшой фрагмент из книги Г.Снегирёва.

«Птицы наших лесов»:

(Под музыкальное сопровождение «Звуки чистой природы №14)

«…Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживёт. Синицы с писком, с пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – осматривают каждую тропинку в коре: нет ли деревянного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове.

Летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно да и не слышно с их скромной песенкой. Но синицы не улетают на зиму в тёплые страны и звонко перекликаются в зимнем лесу.

В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба на кормушку, а то голодные синицы замёрзнут в лесу…»

Учитель. Птицы всегда живут рядом с жилищем человека. Люди научились наблюдать за птицами и даже понимать их. Они создали «Синичкин календарь», по которому можно было предсказать погоду. Я хочу познакомить вас с некоторыми его приметами.

(Слайд №4)

«Синичкин календарь»

  • Птицы вечером садятся ближе к стволу дерева – ночью ожидаются заморозки.
  • Воробьи вялые, сидят на веточках нахохлившись – это к непогоде.
  • Если в зимнее время воробьи расщебетались – это к оттепели.
  • Если воробьи зимой перелетают с места на место стаями – жди сильных морозов.

Учитель. Ребята, а как вы помогаете птицам пережить холодную и тяжёлую для них зиму?

Ваша помощь не останется без ответа. Птицы обязательно по-своему отблагодарят человека за заботу и внимание.

У известного детского писателя Николая Сладкова есть небольшая сказка, которая так и называется:

«Зимние долги»

Действующие лица: Воробей, Ворона, Синица, Дятел.

(Слайд весеннего леса №5)

Ворона (хриплым, простуженным голосом). Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

Воробей (нахохлившись, сжимает кулаки). Страсть драться охота. А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

Ворона (невозмутимо). А вот испорчу! Как задам вопрос…

Воробей (беззаботно). Во напугала!

Ворона (руки в боки). И напугаю! Ты крошки зимой в птичьей столовой у школы клевал?

Воробей. Ну, клевал. Спасибо ребятам, подкармливали…

Ворона (радостно каркнув).
То-то! А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чириканьем?

Воробей (растерянно). А я один, что ли, пользовался? И Синица там была, и Дятел, и Галка.
И ты, Ворона, была…

Ворона (с самодовольным видом расхаживая взад-вперёд).

Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких вредителей выбираю. Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.

Воробёй (упираясь). Другие, может, и думать забыли…

Ворона (не унимаясь). А ты слетай да проверь!

(Ворона важно уходит. Воробей «летит» в сад, где встречает Синичку.)

(Слайд весеннего сада №6)

Воробёй (остановившись перед Синицей). Поздравляю с новосельем! Небось, и про долги забыла?

Синица. Не забыла, Воробей! Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Я сад стерегу от плодожорок и листогрызов. (Улетает)

(Воробей летит дальше в лес. Около дерева стоит Дятел. Он внимательно через лупу всматривается в кору дерева. Увидев Воробья, Дятел удивлённо спрашивает.)

(Слайд берёзового леса №7)

Дятел. По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

Воробей (чирикнув). Да вот расчёт с меня требуют… А ты, дятел, как расплачиваешься?

Дятел (важно). Уж так-то стараюсь… Лес вот от короедов оберегаю…

Так, это дерево здорово. Очень хорошо. Займёмся следующим больным.

Ну, будь здоров. Извини, у меня дела…

Воробей (в задумчивости протягивает). Ишь ты, а я думал…

(Неторопливо входит Ворона и, подкравшись к задумавшемуся Воробью, громко каркает.)

Ворона. Карр-карр!

(Воробей, испуганно чирикнув, подпрыгивает от неожиданности.)

Воробей. Тьфу ты, Ворона, опять меня напугала! Права ты была. Все зимние долги отрабатывают…

Ворона (самодовольно выпятив грудь). А я что тебе говорила?

Воробей. А я что – хуже других? Как начну вот комаров, слепней да мух ловить! Чтобы эти кровососы ребят не кусали! Мигом долги верну!

(Выходят все действующие лица. Взявшись за руки, они говорят по очереди.)

Ворона. Мы благодарим, ребята, вас …

Синица. За вашу помощь в трудный час!

Дятел. За заботу, понимание…

Воробей. А главное – внимание!

Все вместе. Спасибо, спасибо, спасибо!

Учитель. Ребята, понравилась вам сказка?

А о каких долгах говорили птицы?

А сейчас я предлагаю вам поиграть в одну старинную игру, в которую когда-то в далёком детстве играли ваши бабушки и дедушки, а может даже прабабушки и прадедушки.

«Воробушки и хитрая Ворона»

При помощи русской народной считалочки мы выберем «хитрую ворону», а остальные будут воробушки.

Катилось яблочко мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола.
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!

Кладётся на пол обруч – это «гнездо» «вороны».

«Воробушки» должны «летать» вокруг «вороньего гнезда», и подразнивать «ворону»:

«Карр-карр-карр – воровка!
Карр-карр-карр – плутовка!
Высунь нос ты из гнезда,
Не догнать нас никогда!»

Таким образом «воробушки» стараются выманить «ворону» из «гнезда».

Но ворону не зря в народе прозвали хитрой: едва прозвучали последние слова дразнилки, она, не выходя из круга, хватает зазевавшегося дразнилку.

Выигрывает тот, кто спасся от «вороны» и не попал в её «гнездо».

Учитель. Понравилась вам игра, ребята?

А сейчас мы будем проверять домашнее задание. Дома вы читали рассказы о зимующих птицах. Что интересного вы о них узнали, внимательно ли вы читали, мы выясним с помощью викторины.

Викторина «Знаешь ли ты птиц?»

Слайд №8

1. Что самое главное для зимующих птиц? (Слайд № 9)

2. Какой птице дали снежное имя и почему? (Слайд №10)

3. Чем питаются синицы летом? А зимой? (Слайд № 11)

4. Какая птица проводит всю осень и зиму в компании с синицами? (Слайд №12)

5. Какая птица выводит птенцов в лютые морозы? (Слайд № 13)

6. Какая птица запасает на зиму корм? (Слайд №14)

7. Под деревом рябины выеденные плоды. Кто здесь обедал? (Слайд №15)

8. Какую птицу можно спутать с поползнем? (Слайд №16)

9. Кто носом деревья сажает? (Слайд №17)

10. По какой примете можно узнать самца дятла? (Слайд №18)

11. Назовите самую крошечную зимующую птицу. (Слайд № 19)

12. Какое дерево дятла поит? (Слайд № 20)

13. Кто ни разу шага не сделал? (Слайд №21)

14. Чем можно подкармливать зимующих птиц? (Слайд № 22)

(Жури подводят итоги викторины.)

Учитель. А сейчас я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки и спеть весёлую песенку про воробья.

Воробьиная песенка (Слова П.Синявского, музыка З.Компанейца)

Мне не нужно ни игрушек,
Ни цветных карандашей,
Потому что у кормушки
Поселился воробей.
Чтобы слушался получше
Этот хитрый озорник,
Я решил на всякий случай
Птичий выучить язык.

Чирик, чик-чик, чирик, чик-чик,
Всем нужны друзья.
Чирик, чик-чик, чирик, чик-чик,
Даже воробьям.

Интересная работа —
Дрессировка воробья, —
Сколько вкусных бутербродов
Искрошил в кормушку я!
Но зато в селенье нашем
Удивляется народ –
Воробей вприсядку пляшет,
Бьёт в ладоши и поёт.

Оттого, что эту птицу
Я в обиду не даю,
Стали кошки относиться
С уваженьем к воробью.
Я готов, как говорится,
Поручиться за него,
Что теперь он не боится
Никого и ничего.

Учитель. Молодцы, ребята! Садитесь на свои места.

Наш час общения подходит к концу. И в заключение вот что хочу сказать.

(Под музыкальное сопровождение «Звуки чистой природы №1)

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. И как хорошо, если этот великан будет добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не спугнёт птицу, не оставит после себя мусора…

К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей, а помогать. Помните, если будет хорошо нашей природе, то будет хорошо и нам жить на нашей Родине.

Необходимо как можно чаще устраивать для птиц благотворительные «обеды». А для этого, конечно, же нужна «столовая».

Учитель. Сейчас ещё 1 конкурс на лучшую (модернизированную) кормушку «столовую».

Голосование жетонами (дети, гости, учитель).

Пока жюри подводит итоги проводится игра «Третий лишний».


источники:

http://rus5-vpr.sdamgia.ru/problem?id=807

http://urok.1sept.ru/articles/680576